1 Меня попросили изучить, как сегодня проводятся приходские службы в Церкви Саентологии, и дать заключение об этих службах в связи с постановлением апелляционного суда 1970 года по делу «R v Registrar General ex parte Segerdal» («Королева против начальника службы регистрации актов гражданского состояния от имени Сегердала») и, со ссылкой на тот же критерий, сравнить саентологические религиозные службы с религиозными службами других конфессий, у которых в настоящее время есть места проведения богослужений, зарегистрированные в службе регистрации актов гражданского состояния.

ПРИХОДСКИЕ СЛУЖБЫ ЦЕРКВИ САЕНТОЛОГИИ

2 Радостная предрасположенность к благодарности, которая преобладает на саентологических воскресных службах и пятничных вечерних встречах, будет очевидной для любого наблюдателя. Встречи по пятницам могут быть уподоблены неформальной версии «собраний свидетельств», популярных в некоторых христианских конфессиях, особенно в Соединённых Штатах: примером, хоть и более формальным, служат мероприятия, спонсируемые каждой церковью Христианской науки.

3 Служба в церкви Саентологии не украшается изображениями, иконами или другими элементами поклонения, подобными основным элементам почитания в христианской традиции. Их обозначенный символ — характерный восьмиконечный крест, который изображён на авторизованной литературе церкви. Крест также присутствует в облачении саентологических священников, его носят на цепочке на шее, но во всём остальном такие декоративные символы немногочисленны, служат скорее опознавательными знаками и используются сдержанно.

4 Кредо церкви, написанное основателем Л. Роном Хаббардом, — это точка ориентации саентологической службы. Оно обращено к законам Бога, дарующим человеку определённые права, и подтверждает, что эти права хранит Бог, а человеку даруется полная свобода.

5 Преобладающая особенность саентологической службы — проповедь из Священного Писания, на которой традиционно сосредотачиваются в американском протестантизме. В саентологических церквях Священное Писание взято не из христианских писаний, а из письменных трудов и лекций Л. Рона Хаббарда, основателя Церкви. Проповедь — это основное мероприятие для представления учения этого движения. Мистер Хаббард передал своим церквям ряд проповедей, одну из которых священник может выбрать для своей воскресной службы. Иногда вместо проповеди прослушивается лекция мистера Хаббарда в записи. Заранее подготовленные проповеди встречаются не только в Саентологии: они есть и у некоторых других конфессий. В качестве примера можно привести Христианскую науку.

6 Службы завершаются молитвой, которая играет роль просьбы о том, чтобы Бог вмешался в человеческие дела и освободил человека из материальной ловушки. Зависимость от Бога очевидна в утверждении, что потенциал человека дан Богом, и очевидно, что, говоря о человеческом потенциале как подобном божественному, саентологи видят в Верховном Существе бесспорный источник благополучия и образец своих стремлений. Почитание Бога подразумевается в признании его верховенства как «творца Вселенной».

ЧТО ТАКОЕ ПОКЛОНЕНИЕ?

7 Характерные элементы поклонения, как указано в решении по делу Сегердала, составляют спектр эмоциональных откликов, которые также характерны для человеческих отношений, проявляемых в обычных общественных взаимоотношениях, но в богослужении этим проявлениям даётся большая глубина и святость соответственно подчинённым отношениям с трансцендентным существом, представляемым как Верховное Существо.

8 Понятие о таком Существе вместе с другими религиозными понятиями (например, небеса, ад) впервые было введено несколько веков назад. Недавно понятие божественного претерпело глубокие изменения как в Христианской традиции, так и вне её. Бог значительно менее вероятно рассматривается как что-то антропоморфное, чем это было до недавнего времени. Тем не менее, в противоположность этой эволюции понятий язык поклонения и поведение, которое он должен определять и порождать, претерпели намного меньше изменений, если какие-то изменения вообще были. Язык, описывающий поклонение, остаётся личностным. С учётом изменений теологических понятий язык поклонения стал в большой степени анахроничным. Такие проявления как поклонение, смирение, послушание, прославление и моление могут всё ещё подходить для тех человеческих взаимоотношений, которые держатся на противопоставлении правителя и подданного (и могут продолжать существовать в более лёгкой форме в других обстоятельствах, с меньшей разницей в статусах), но они едва ли уместны, когда божество больше не рассматривается как «супермен», хоть и в абстрактной форме.

9 Большинство людей в Великобритании исповедуют веру в Бога, в которой божество описывается общими терминами, но что касается населения в целом, лишь меньшинство верит в Бога как в личность. (Исследование преподобного Робина Джила показывает, что число тех, кто исповедует веру в бога любого вида, вне зависимости от того, насколько широка и сколько включает в себя дефиниция, упало от четырёх пятых опрошенных в 1940-х годах до двух третей — в 1990-х годах; вера в более узкое, а именно в христианское понятие личностного Бога упала от 43% до 31% за тот же период.) Даже хотя верующие всё больше были предрасположены отказаться от веры в личностного Бога и рассматривать божество скорее как дух, силу, метафизический принцип, тем не менее неуместный в настоящее время личностный язык поклонения продолжил своё существование. Этот факт показал силу, которой обладает традиционный язык, принятый в церковной практике и ставший священным в общественном менталитете.

10 Одной из центральных задач преобладающей христианской теологии девятнадцатого и двадцатого веков была демифологизация религии. Часть этой реформы привела к тому, что Бог был описан более абстрактными терминами и были исключены примитивные, антропоморфные образы как в языковых, так и в графических представлениях божества. Этому процессу легче было следовать в философской сфере, чем в литургии и поклонении, где сохранились некоторые примитивные и несложные элементы. Повторение традиционных актов и отношений поклонения сохранило личностный язык в изменённом теологическом и философском контексте, в котором этот язык стал неподходящим и анахроничным.

11 Некоторые нетрадиционные христианские конфессии, менее привязанные к традиционным практикам, приняли менее личностные формы поклонения. Квакеры не видели необходимости напрямую обращаться к божеству. Унитарианство в восемнадцатом веке лишило Бога его человеческой составляющей, так что Бог мог бы представляться в менее человекоподобном виде. В девятнадцатом веке Христианская наука, унитарианская по своей теологии, пыталась разрешить болезненный вопрос пола, который возникал при восприятии божества как личности, введя обращение «Бог отец-мать», и объявив семь терминологических синонимов божества — жизнь, истина, любовь, ум, душа, дух, принцип, — понимаемых как абстрактные метафизические качества.

12 Если принять во внимание молчаливое признание неуместности присвоения богу личностных черт и использования способов обращения, взятых из иерархических, варварских и средневековых обществ, не представляется удивительным, что новые духовные движения, появляющиеся в двадцатом веке, должны были сформировать способы поклонения и концепции богослужения, которые лучше отражают дух современности. В то время как они могут первоначально использовать традиционный язык и понятия, они делают это на переходном этапе, чтобы обращаться к своим будущим членам в понятных терминах до тех пор, пока новые концепты не будут приняты и не станут частью регулярного общения членов быстрорастущего нового движения. По крайней мере какое-то время его члены представляются духовно двуязычными, пока они свыкаются с загадками нового многообразия выражений.

13 Существует множество зарегистрированных религиозных конфессий, которые не поклоняются богу в соответствии с критерием из дела Сегердала, как показано в таблице ниже. Можно усомниться в достаточности этих критериев для определения того, что представляет собой поклонение: почитание и благоговение — отношения, которые нередко проявляются к смертным — пожилым, лидерам, тем, кто служит примером для других, учителям. В таких случаях такие виды поведения не считаются поклонением. Более того, в Римско-католической церкви перед святыми испытывают благоговение и их глубоко чтят, но руководители церкви отрицают любое предположение, что это равнозначно поклонению. Подходящий критерий того, что можно считать поклонением, — поведение, которое конкретно нацелено на установление связи между верующим и Верховным Существом и укрепление уверенности верующего в его шансе на окончательное спасение. Этот критерий основан на предназначении поклонения и имеет то достоинство, что, учитывая разнообразие культурных форм, он позволяет идентифицировать, что является поклонением, исходя из цели действия. Такой критерий допускает множество концептов природы божества (человекоподобный бог, всеобщий закон, высший интерес, основа бытия, жизненная сила и т. д.). Он даёт более абстрактный, а следовательно и более широко применимый концепт поклонения, и обходит культурный шовинизм и религиозную дискриминацию, при которых предполагается, что традиционная христианская культурная форма — единственная истинная модель поклонения и божества. Фиксированные идеи, которые требуют, чтобы поклонение было общим, коллективным и/или общинным, чтобы Верховное Существо было судьёй, а верующие, индивидуально или коллективно, были недостойными, грешниками, или по крайней мере просителями, чтобы ритуалы указывали на верующих, как на зависимых, виновных и нуждающихся в покаянии через публичный самооговор или даже принесение себя в жертву — всё происходит исключительно из христианских традиций. Нет никаких оснований полагать, что поклонение и божество неизбежно должны быть такими. Далее, эти ценности плохо сочетаются со взглядами современного общества с его повышенным индивидуализмом, его нарастающем требованием некритичного отношения, постфрейдовским недоверием к мотивации виной и с критикой иерархической власти.

14 Возможно, нужно пойти дальше этого, поскольку не все общепризнанные религии включают в себя веру в Верховное Существо. Поэтому если поклонение должно было рассматриваться как существенная составляющая религии (возможно сомнительное и проблематичное утверждение), слово «поклонение» само по себе должно было бы определяться в соответствии с «практиками, предназначенными для установления общения человека с основной духовной реальностью». Это, в любом виде, — роль поклонения.

ТАБЛИЦА

Религиозная конфессия

Краткое описание практик и верований

Вера в Верховное Существо?

Поклонение в соответствии с критерием Сегердала?

Школа Индуизма «Санкхья»

Нетеистическая система верований, признанная как правоверная школа Индуизма. Первоначальная материя и душа существовали всегда и неуничтожимы. Карма определяет события в жизни человека: реинкарнация — следствие прошлых деяний. Спасение — уход от реинкарнации. Познание страдания и его причин — путь к свободе. Поскольку карма определяет шансы на успех в жизни, воздерживаются от молитвы, содержащей просьбу (часто главная особенность в поклонении в других религиях). Все понятия божества отклоняются — атеистическая религия.

Нет веры в Верховное Существо.

Нет.

Джайнизм

Направление, отделившееся от Индуизма. Карма: чужеродные элементы кармы отягощают душу. Джайнистская схема мироустройства не оставляет место Богу-создателю. Великие учителя не считаются божественными, и не существует Божественного откровения. Джайнизм по существу — атеистическая система. «Дэвы» (полубоги) признаются, но они не определяют судьбу человека и им не поклоняются. Путь к спасению (через преодоление повторных рождений) заключается в следовании аскетической этике, которая освобождает душу и отменяет карму.

Нет Верховного Существа. Закон причины и следствия — наивысший принцип жизни. Местным дэвам не поклоняются.

Нет.

Даосизм

В Даосизме, практикуемом китайским населением наряду с Буддизмом, культами предков и этической системой Конфуцианства, проповедуется религиозная космогония, проводятся храмовые торжества, переходные обряды. Его мистические учения охватывают сложный мир духовных существ и небесных наставников, которые правят небом, землёй и человеком.

Вера в различные мистические существа в сложном мироустройстве, но не в Верховное Существо как таковое.

Нет прямого соответствия.

Буддизм Тхеравады

Универсальная школа вопросов причины и следствия в карме: бесконечные повторные рождения продолжаются до тех пор, пока человек не освобождается путём просвещения в отношении страдания. Не постулируется какой-либо создатель или бог-спаситель. Спасение достигается обезличенными средствами, путём достижения отсоединённости, а потому соблюдением этического кодекса, а не совершением ритуалов, и включает средства преодоления пределов земного опыта и материального мира.

Нет Верховного Существа. Дэвы находятся в той же системе повторных рождений, что и люди.

Нет.

Буддизм Нитирэн

В этом направлении Буддизма (Нитирэн родился в Японии в 1222 году) последовательные воплощения Гаутамы Будды рассматриваются как превзошедшие ту нирвану, которой он достиг. Истина сосредоточена в Лотосовой сутре, простое использование которой достаточно для получения всех благ верующими. Возрождённые Будды — не боги, а лишь проводники, посредством которых можно достичь постепенного просветления. Каждый мирянин может достичь состояния будды, и счастье в этом мире — это право на его достижение.

Нет. Вселенная действует по безличному закону причины и следствия — кармы, которую испытывают на себе люди.

Нет.

Квакеры («Общество друзей»)

Особый акцент на «внутреннем свете» (голосе сознания). Нет ритуалов, поклонов, молитв, официально одобренных символов веры. Собрания принимают форму коллективной медитации. Нет требования веры в Верховное Существо, хотя существование такого существа не отрицается и многие верят в него.

Существование Верховного Существа может признаваться, но характер квакеризма противодействует иерархии и владычеству.

Нет.

Христианская наука

Человек — полностью духовное существо, а материальный мир иллюзорен. Осознание этого даёт физическое исцеление и даже бессмертие. Эти идеи приписываются Иисусу, который был не Богом, а человеком и примером для подражания. Есть вера в Бога, которого часто упоминают в обычных христианских выражениях как человекоподобного бога, но более характерно упоминание с помощью синонимов: разум, душа, дух, принцип, жизнь, истина, любовь, — ни к одному из которых на самом деле не подходят качества, выраженные традиционным языком. Миссис Эдди (основатель, 1820 г.р.) сказала, что «божественное служение» должно означать каждодневные хорошие дела, а не публичное богослужение.

Есть вера в Верховное Существо.

Лишь частичное совпадение.

Унитарии

Непризнание учения о Троице и поиск соответствия религии и разума. Нестрогие в отношении кредо, учения, авторитета Библии и форм литургии, унитарии склонны делать акцент на этическом выборе, а не ритуальных обязательствах. Некоторые унитарии откровенные агностики или даже атеисты.

Вера в Верховное Существо не требуется, и многие унитарии не верят в Верховное Существо.

Нет.

ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЯ СЕГЕРДАЛА К СЕГОДНЯШНЕЙ САЕНТОЛОГИИ

15 Как бы ни обстояли дела в 1970 году во время дела Сегердала, сегодня члены Церкви Саентологии собираются как для совершения отдельных переходных обрядов (наречения, бракосочетаний, похорон), так и для еженедельных религиозных служб, и эти службы являются религиозными богослужениями согласно критерию, изложенному в деле Сегердала.

16 Есть обычное духовенство, в чьих руках находится организация служб и их проведение в соответствии с церковными правилами, которые эквивалентны правилам веры и распорядка в христианских деноминациях.

17 Службы благопристойны и величавы. Преобладающее настроение выразительно и дружественно, оно соответствует открытой, позитивной и оптимистичной ориентации саентологических учений.

18 Согласно решению по делу Сегердала, в религиозной службе обычно присутствует молитва и смирение в отношении объекта поклонения; прославление этого объекта, бытия или сущности; мольба, молитва о другом человеке и торжественные благодарения. Такое отношение создаётся служителями культа различными средствами в различных религиях, но обычно в форме устных публичных утверждений веры, участием в ритуальных актах и принятием символических вместилищ силы (т. е. хлеб и вино в причастии).

19 Саентологические службы начинаются с чтения Кредо Церкви, которое является декларацией прав человека. Поверхностное прочтение может навести на мысль, что это кредо не соответствует главному критерию характеристик богослужения, изложенному в решении по Сегердалу Бакли Л.Д., а именно тому, что должен присутствовать объект богослужения, которому поклоняются верующие. Углублённое прочтение делает очевидным, что в этом кредо, хоть и не делается формального утверждения о существовании Бога или декларирования его верховенства над всеми другими существами, на самом деле его существование считается признанным. В утверждении «никакая сила, меньшая, чем Бог, не может приостановить действие этих прав [человека] или отказать в них» есть неявное признание существования Бога и его верховенства, которому подчинён человек.

20 Во время воскресной службы проходит молитва, и эта служба всегда завершается подготовленной молитвой. Основное внимание в этой молитве сосредоточено на свободе человека, и к Богу обращаются с молитвой, просьбой даровать свободу от войны, бедности и нужды, а также позволить правам человека воплотиться в полной мере. Таким образом, это молитва о заступничестве. К Богу обращаются с просьбой вмешаться и установить справедливость и условия, при которых человек может реализовать свой потенциал. В этой молитве к Богу обращаются в последнем предложении: «Да позволит Бог, чтобы так оно и было».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21 Учитывая, что саентологи верят в Верховное Существо и что их приходские службы включают выражение глубокого почтения и уважения к нему и обращение к нему о заступничестве через молитву, я прихожу к выводу, что сегодняшние саентологические службы отвечают узким критериям религиозного поклонения, изложенным в деле Сегердала, даже если службы некоторых главных, принятых всеми религиозных деноминаций не соответствуют им.

Брайан Рональд Уилсон
8 февраля 2002 года
Оксфорд, Англия

Об авторе
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ