IX. Оценки Саентологии, сделанные учёными

IX.I. Оценки учёных в отношении того, что представляет собой религия

Представление учёных о том, что такое религия, прежде всего основано на наблюдении за поведением людей: наблюдаемые явления обеспечивают эмпирические свидетельства для выделения признаков религии в том виде, как она практикуется. Развитие академических дисциплин, которые рассматривают религии объективно и беспристрастно, придерживаясь этического нейтралитета, а также уменьшение влияния нормативного подхода (который типичен для теологии) приводят к появлению новых основ для оценки того, что является религией.

IX.II. Религиозный статус Саентологии
в оценках ученых

Учёные-социологи, которые занимаются объективным исследованием религиозных движений, как правило, признают Саентологию религией. Эссе о Саентологии содержится в книге «Религиозные движения современной Америки» под редакцией Ирвинга И.Зарецки и Марка П.Леоне, (Irving I. Zaretsky and Mark P. Leone, Religious Movements in Contemporary America, Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1973), в которой Саентология безусловно определяется как религия. В работе под редакцией британского социолога Эйлин Баркер «Боги и люди: новые религиозные движения Запада» (Eileen Barker, Of Gods and Men: New Religious Movements in the West, Macon, Georgia: Mercer University Press, 1983) Саентология без проблем признаётся религией в трёх статьях из четырёх, которые уделили внимание данному движению. В четвёртой статье («Темпы изменения количества последователей новых религий и парарелигиозных движений» Фредерика Бёрда и Уильяма Реймера из университета Конкордиа, Монреаль [Participation Rates in New Religious and Para-religious Movements by Frederick Bird and William Reimer]), Саентология названа зарождающимся новым терапевтическим движением, и подразумевается, что она является парарелигиозным движением. Однако авторы говорят, что Саентология и некоторые другие группы были включены в обзор потому, что «их символы и ритуалы с поразительной последовательностью направлены на то, чтобы возродить священное могущество, присущее каждому человеку...» (стр. 218). В другой статье под редакцией Эйлин Баркер «Новые религиозные движения: путь к понимающему обществу» (Eileen Barker, New Religious Movements: A Perspective for Understanding Society, New York: Edwin Mellen Press, 1982) Саентология кратко упомянута одним из авторов, но нигде не ставится под вопрос принадлежность Саентологии к религиозным движениям. Также определение Саентологии включено в глоссарий новых религиозных движений в конце этой книги.

В моей небольшой работе, посвящённой изучению религиозных движений (Брайан Уилсон, «Религиозные секты» [Bryan Wilson Religious Sects, London: Weidenfeld; and New York, MacGraw Hill, 1970]), представлена классификация религиозных движений различных типов. Саентология была включена в эту классификацию, поскольку я без всяких сомнений считал (и по-прежнему считаю) Саентологию религией. В этой работе Саентология была отнесена к тому же социологическому типу, что и Христианская наука, Теософия, «Эфирийское Общество» и разнообразные движения «Новое мышление» (например, «Церковь религиозной науки», «Единая школа Христианства» и «Божественная наука»).

В 1990 году я опубликовал книгу «Социальные аспекты религиозного сектантства» (The Social Dimensions of Sectarianism, Oxford: Clarendon Press), в которой собраны работы, посвящённые различным сектам и новым религиозным движениям. Один из разделов этой книги под названием «Саентология: секулярная религия» полностью посвящён вопросу, можно ли считать Саентологию религией. Этот раздел приводит к заключению, что Саентология действительно должна быть признана религией, которая вобрала в себя концепты и наставления, соответствующие современному обществу, светскому и рациональному.

Более поздние социологические исследования пришли к тому же выводу. Доктор Питер Кларк, директор центра по изучению новых религий Королевского колледжа (Лондон), провёл оценку масштабов и темпов роста новых религиозных движений в Европе, и в своей книге «Новые Евангелисты» (Dr. Peter Clarke, The New Evangelists, London: Ethnographica, 1987) он без колебаний рассматривает Саентологию как религию. В своей книге «Противоречия культов: социальный отклик на новые религиозные движения» (James A. Beckford, Cult Controversies: Societal Responses to the New Religious Movements, London: Tavistock, 1985) употребляет термин «секта» (в качестве уступки предубеждениям широкой публики), Джеймс А. Бекфорд, профессор социологии Уорикского университета, но он использует это слово только после того, как устраняет любые уничижительные подтексты, связанные с его использованием. Более важным, однако, является то, что он без каких-либо условий подтверждает, что Саентология является религией. Он пишет (стр. 12).«Социологи не пришли к единому мнению в отношении того, к какому типу отнести такие религиозные группы, как Церковь Объединения, Саентология, Дети Бога, Международное общество сознания Кришны...» Это связано с тем, что нет единого мнения, считать ли то или иное из этих движений сектой, культом или просто новым религиозным движением, но все они являются религиями, и после рассуждений Бекфорда у читателя не остаётся в этом никаких сомнений. Самый авторитетный из всех перечисленных выше авторов, профессор Эйлин Баркер из Лондонской школы экономики, основатель и бывший директор организации INFORM (Information Network Focus on New Religious Movements, «Информационная сеть данных по новым религиозным движениям»), которая создана при прямой финансовой поддержке британского министерства внутренних дел, написала книгу «Новые религиозные движения: практическое введение» (Eileen Barker, New Religious Movements: A Practical Introduction, London: Her Majesty’s Stationery Office, 1989), специально предназначенную для того, чтобы предоставить публике (и особенно родственникам новообращённых) точную информацию о новых религиях и о том, что им следует делать. В этой работе она безоговорочно считает, что Саентология, являясь религией, относится к теме её книги (стр. 147). и включает Церковь Саентологии в приложение, в котором она приводит описание двадцати семи новых религиозных движений.

IX.III. Является ли Саентология религией? Профессор Флинн

В сборнике научных работ под редакцией социолога и члена Общества Иисуса профессора Джозефа Х. Фитчера из университета Лойола в Новом Орлеане, «Альтернативы основным американским Церквям» (Joseph H. Fichter, Alternatives to American Mainline Churches, New York: Rose of Sharon Press, 1983 год), Фрэнк К. Флинн, внештатный профессор религиоведения Вашингтонского университета, Сент-Луис, штат Миссури, очень подробно рассматривает вопрос о религиозном статусе Саентологии. Сперва он рассматривает религиозный статус Дианетики:

«Многие заявляют, что Саентология — это психотерапия, которая выдаёт себя за религию. Суть вопроса, однако, в том, возможно ли отличить терапию от религии или даже от философии, опираясь на единое и чёткое правило. Слово therapeuo („исцелять, излечить, восстановить“) часто встречается в Новом Завете и обозначает как духовные, так и физические излечения, которые сотворял Иисус из Назарета...

В то время как Дианетика имела некоторые религиозные и духовные тенденции, тем не менее она не была религией в полном смысле этого слова... Дианетика не обещала, что при её применении люди будут получать то, что можно было бы назвать „трансцендентальным“ вознаграждением. Она, однако, обещала „больше, чем обычное“ вознаграждение... Во-вторых, на дианетической стадии движения инграммы начали прослеживаться до самых ранних стадий развития зародыша... В-третьих, в Дианетике рассматриваются лишь „четыре динамики“ или „стремления к выживанию“ — сам человек, секс, группа и человечество... В-четвёртых, в техниках одитинга, относящихся к дианетической фазе, не используется „Е-метр“.

Было много дебатов о том, в какой момент Саентология стала религией. Можно указать на устав „Ассоциации саентологов Хаббарда“ в Финиксе, Аризона, в 1952 году, а затем на основание Учредительной Церкви Саентологии в 1954 году. Юридическая регистрация, однако, не говорит нам о том, когда именно в самой церкви сформировалось понимание себя как религии. Подобные споры напоминают один из крупнейших споров девятнадцатого века о том, когда зародилось Христианство: при жизни Иисуса? после сошествия Святого Духа? как результат проповедей Святого Павла и других апостолов?» (стр. 96–97)

Флинн затем рассматривает перечисленные выше четыре фактора применительно к процессу перехода от Дианетики к Саентологии. Он отмечает, что изменение первого фактора, переключение на трансцендентальные цели, произошло в тот период, когда целью стало не достижение состояния «Клир», а было сформировано понятие «Оперирующий тэтан», и добавляет: «концепт „тэтан“ больше не означает умственные состояния, но он подобен христианскому понятию „дух“ или „душа“, которые бессмертны и превосходят как мозг, так и разум» (стр. 98). Во-вторых, оказалось, что инграммы обнаруживаются в прошлых жизнях. В-третьих, были добавлены новые динамики, чтобы охватить выживание животных, материальной вселенной, духа и бесконечности. И в-четвёртых, было введено использование Е-метра, о котором он говорит: «После рассмотрения предложенных мною данных, <…> использование Е-метра лучше всего рассматривать как „технологическое таинство.“ Так же как христиане определяют таинство (например, крещение) как „внешний и видимый признак внутренней или невидимой благодати“, саентологи считают Е-метр внешним и видимым указателем внутреннего и невидимого состояния (состояния „Клир“)» (стр. 99).

Флинн также добавляет:

«Слово „религия“ происходит от religare, что означает „возобновлять союз“. Это приводит меня к широкому определению религии как системы верований, которые выражаются в виде символов, которые скрепляют воедино жизни отдельных людей и/или групп, что выражается в наборе религиозных практик (ритуалов) и что приводит к организованному по определённой модели образу жизни. Верования, практики и определённый образ жизни объединяют жизни людей таким образом, что это придаёт их существованию наивысший смысл. В то время как во всех религиях присутствуют все три базовых элемента, некоторые из них придают особое значение организационной системе, другие — образу жизни, по сравнению с системой верований или ритуальными практиками. В Саентологии мы видим пример группы, которая начала своё существование с религиозных практик (техник одитинга), затем вскоре выработала сильную церковную структуру, и только потом сформировала кредо из существующей в ней системы религиозных взглядов. Это не означает, что система религиозных взглядов не существовала в скрытом виде на более ранних этапах эволюции этой церкви. Она просто не была сформулирована в том систематизированном виде, в котором была сформулирована организационная технология с самого начала» (стр. 104–105).

Под «сильной церковной структурой» Флинн подразумевает всю организацию Саентологии, её иерархически организованную систему курсов и процедур одитинга.

X. Саентология и другие верования
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ