VI. Краткое описание Саентологии

VI.I. Церковь Саентологии как новая религия

Саентология — это одно из новых религиозных движений, объединяющее черты, которые в некоторых аспектах соответствуют тенденциям, очевидным в основном течении западной религии (как указано выше в п. V.I.–V.IV.). Она использует понятийный аппарат, который является современным, разговорным и не мистическим; и она представляет свои догматы в качестве объективных обстоятельств. Её концепция спасения имеет как непосредственное, так и абсолютное измерения. Большая притягательность этой религии для населения развитых стран западного мира сделала её центром внимания среди социологов и других учёных в области современной религии.

VI.II. Моё знакомство с Саентологией

Я начал читать материалы, изданные Церковью Саентологии, в 1968 году, и одно время даже планировал написать исследование движения. Хотя я так и не осуществил эту работу, я продолжал читать саентологическую литературу. Я посетил центральный офис Церкви в усадьбе Сент-Хилл, Ист-Гринстед, и познакомился с саентологами. С тех пор я поддерживал контакт с движением в Британии и навещал усадьбу Сент-Хилл и церковь Саентологии в Лондоне. Я продолжал следить за развитием религии как одного из современных религиозных течений, интересующих меня как социолога. Я прочитал, среди прочей литературы более эфемерного характера, следующие работы (все из которых являются официальными публикациями), в большинстве написанные Л. Роном Хаббардом:

«Настольная книга для преклиров»

«Саентология 8-80»

«Саентология 8-8008»

«Знакомство с Е-метром»

«Дианетика: первоначальные тезисы»

«Дианетика: современная наука о разуме»

«Проверка памяти полного трака»

«Проблемы работы»

«Самоанализ»

«Создание человеческих способностей»

«Лекции в Финиксе»

«Аксиомы Саентологии»

«Продвинутая процедура и Аксиомы»

«Саентология: новый взгляд на жизнь»

«Характер Саентологии»

«История Учредительной cаентологической церкви и её церемонии»

«Саентологическая религия»

«Наука выживания»

«Введение в саентологическую этику»

«Дорога к счастью»

«Саентология: описание религии»

«What Is Scientology?»

«Саентология: настольная книга»

В написанных мною работах по новым религиям я упоминал Саентологию по разным поводам и включил краткое описание этой религии в мою книгу «Религиозные секты» (Religious Sects, London: Weidenfeld, 1970), а более подробное рассмотрение религиозного характера Саентологии — в мою более позднюю книгу «Социальные измерения сектантства» (The Social Dimensions of Sectarianism, Oxford: Clarendon Press, 1990). Я интересовался этим движением на протяжении последних двадцати шести лет.

VI.III. Дианетика — генезис Саентологии

Когда в мае 1950 года господин Л. Рон Хаббард впервые выступил с концепцией Дианетики, из чего в дальнейшем развилась Саентология, никто не предполагал, что им был выдвинут тип религиозного верования и практики. Дианетика — абреакционная терапия — не была сформулирована на языке веры. Нет оснований предполагать, что уже тогда Хаббард предвидел, что Дианетика станет системой религиозного верования и практики, или что его последователи объединятся и будут называть себя Церковью.

VI.IV. Душевное исцеление и религия

Терапевтическая практика, тем не менее, часто являла потенциал для появления метафизических и религиозных связей, различные примеры чего можно видеть в Христианской науке, движении «Новое мышление» и в практике йоги. С другой стороны, устоявшиеся религии временами проводят специальные мероприятия, связанные с исцелением, особенно душевным, и в больших церквях порой организовываются отделы непосредственно для этой цели. Вначале Дианетика не прибегала к помощи религиозных принципов, но по мере развития теоретического обоснования практики, метафизическое измерение приобретало всё большее признание, и некоторые из вынесенных на обсуждение идей стали описывать терминами, явно религиозными по своему смыслу.

VI.V. Как развиваются религии

Все религии являются продуктом эволюции. Ни одна религия не возникла в одночасье как полностью сформировавшаяся система верований и практики. И в этом Саентология не является исключением: из терапевтической теории развилась религия. Было бы совершенно невозможно сказать, когда само Христианство стало религией, начавшись, фактически, с вольного собрания этических наставлений и время от времени совершаемых чудес; затем оно приобрело популярность среди галилеян, постепенно стало иудейской сектой, а затем — самостоятельной религией. Даже после этого потребовались столетия для полного формулирования доктрин, а порядок ритуалов продолжает подвергаться частым изменениям. В движениях более недавнего времени процесс превращения в религию виден ещё отчётливее.

Все религии являются продуктом эволюции. Ни одна религия не возникла в одночасье как полностью сформировавшаяся система верований и практики. И в этом Саентология не является исключением: из терапевтической теории развилась религия.

Церковь Адвентистов cедьмого дня прослеживает своё происхождение к широко распространённому верованию в раннее пришествие Иисуса Христа, появившемуся среди баптистов, пресвитерианцев, методистов и других в северной части штата Нью-Йорк в 1830-х годах; церковь же была сформирована только в 1860 году. Точно также потребовалось несколько десятилетий после первого испытанного в Гайдсвилле сёстрами Фокс случая «постукиваний» (якобы послания из «мира духов»), прежде чем была сформирована церковь Спиритуализма. Точно также Мэри Бейкер Эдди экспериментировала с системами душевного исцеления в течение многих лет до своего «открытия» «излечения рассудком» в 1866 году, и даже в течение нескольких лет после этого она считала, что её система скорее будет взята на вооружение основными церквями, чем ляжет в основу Церкви Христа-yчёного, которую она основала в 1875 году. Пятидесятники с 1900 года экспериментировали с дарами неизвестных языков, пророчествами, исцелениями и другими, но отдельные пятидесятнические церкви медленно сформировались только в течение последующих двух десятилетий. Ни одно из этих движений не начиналось как самостоятельная религия, хотя в последствии каждое из них таковой стало. То же самое справедливо и по отношению к Саентологии.

VI.VI. Доктрина Саентологии:
развитие метафизики

Необходимо, пусть даже за счёт некоторого возможного повторения этого ниже, изложить в общих чертах исчерпывающую формулировку основных учений Саентологии и обозначить, до какой степени эти принципы веры составляют последовательную религиозную систему. Саентология выросла из более сфокусированной терапевтической системы, Дианетики. Считается, что этот термин является комбинацией dia (через) и nous (разум или душа) и, таким образом, представляет собой, пусть первоначально и не вполне осознанно, религиозную перспективу. Вместе с преобразованием Дианетики в более широкую систему Саентологии было ясно сформулировано намного более пространное понятие общей метафизической системы, что сделало очевидным фундаментально религиозный характер этой философии. В то время как непосредственное приложение Дианетики заключалось — подобно приложению учения Христа при его жизни — в сфере душевного исцеления, содержание последующих учений, объяснявших и пропагандировавших такое терапевтическое воздействие, подразумевало растущее понимание духовных идей и ценностей.

Основной постулат Саентологии заключается в том, что человек фактически является духовной сущностью — тэтаном, последовательно занимающим материальные человеческие тела.

VI.VII. Доктрина Саентологии:
тэтан и реактивный ум

Основной постулат Саентологии заключается в том, что человек фактически является духовной сущностью — тэтаном, последовательно занимающим материальные человеческие тела. Тэтан есть индивидуальное выражение тэты, под которой понимается жизнь или источник жизни. В широком смысле, тэтан — это душа; но это также реальный человек, продолжающаяся и устойчивая идентичность, выходящая за пределы тела, в котором она обитает. Считается, что он нематериален и бессмертен или, по крайней мере, что он может быть бессмертным, и что он имеет бесконечный творческий потенциал. Он не является частью физической вселенной, но обладает потенциальной способностью управлять этой вселенной, состоящей из Материи, Энергии, Пространства и Времени (МЭСТ — с англ. MEST: Matter, Energy, Space, Time). Считается, что тэтаны создали материальный мир в значительной мере для своего собственного удовольствия (что также может быть сказано и о сотворении мира христианским Богом). Полагают, что когда-то давно тэтаны стали жертвой своих собственных отношений с МЭСТ, были захвачены им в ловушку и позволили своему собственному творению ограничить их способности и сферу действия. Таким образом, действия и достижения человека в материальном мире значительно отстают от его потенциала: он обременён неисчислимыми прошлыми ситуациями запутанности с МЭСТ, и они записаны в реактивном уме, иррационально и эмоционально реагирующем на всё, что напоминает болезненные и травмирующие переживания прошлого (перенесённые им самим или причинённые другим). Реактивный ум действует вопреки той способности к управлению, которую человек мог бы применить по отношению к своему телу и окружающей среде, будь он способен восстановить данные ему от природы истинные духовные способности. Хотя в основе своей человек считается хорошим и как стремящимся, так и способным к выживанию, потеря им своих способностей в прошлом поставила его вид под угрозу исчезновения.

VI.VIII. Доктрина Саентологии: реинкарнация и карма

Полагают, что за прошедшие мириады лет тэтаны занимали неисчислимое количество тел. Таким образом, Саентология включает теорию, которая, хотя и отличается в частностях, разделяет основные положения теории реинкарнации, поддерживаемой Индуизмом и Буддизмом. Саентологический акцент на важности настоящих (или будущих) последствий прошлых действий напоминает концепцию кармы. Неблагоприятные результаты происходят от «овертов» (вредоносных действий), которые являются видом запутанности с материальной вселенной. Для тэтана идеал заключается в том, чтобы действовать рационально и быть «в состоянии причины» по отношению к явлениям, то есть определять ход событий в ближайшем окружении. В этой идее прослеживаются явные аналогии с восточной концепцией о создании добрыми делами благоприятной кармы в будущем, хотя саентологи и не используют эти термины или концепции. События прошлых жизней воздействуют на настоящую, но с помощью процедур, разработанных в Саентологии, эти события можно вспомнить, их можно непосредственно рассмотреть, и в них можно найти конкретные источники проблем в настоящем. Именно это обеспечивает основу духовного исцеления — иными словами, даёт возможность изменения «кармических» результатов действий в прошлом.

VI.IX. Доктрина Саентологии: восемь динамик

Согласно Саентологии, существование можно рассматривать в качестве восьми различных частей, расположенных в порядке возрастания масштаба, и каждое из них определяется как динамика. Вот их краткоe описание: первая динамика, динамика самого себя, стремление самой личности к существованию; вторая динамика, динамика секса, включающая половой акт, семью и поддержание семейства; третья динамика, стремление к существованию, обнаруживаемое в группе или ассоциации, такой как школа, город или нация; четвёртая динамика, движущая сила человечества к поддержанию своего существования; пятая динамика, существование и стремление к выживанию всего животного мира, включающего все живые существа; шестая динамика, стремление к существованию всей физической вселенной, состоящей из материи, энергии, пространства и времени; седьмая динамика, «стремление к существованию духовных существ или в качестве духовных существ», включающая все духовные явления, как имеющие индивидуальность, так и без неё; и, в заключение, восьмая динамика: стремление к существованию в качестве бесконечности. Эта динамика определяется как Высшee Существо, её также можно назвать «динамикой Бога». Саентология имеeт дело c выживанием, и выживание каждой из этих динамик считается частью цели cаентологичecкой практики. Таким образом, хотя значительная часть первоначальной практики Саентологии больше сфокусирована на индивидуальных духовных благах для тех индивидуумов (преклиров), которые обращаются за саентологической помощью, в конечном счёте саентолог должен понимать, что настоящая его жизнь — всего лишь фрагмент его продолжающегося существования как тэтана, и что жизнь индивидуума связана с каждым из восходящих уровней, описанных в восьми динамиках, и, следовательно, в конечном счёте, с существованием и выживанием Высшего Существа или бесконечности.

VI.X. Доктрина Саентологии: терапия и общение

Как и в других религиях, первая и главная забота многих приходящих к Саентологии — это немедленное избавление от непосредственных страданий и мук; в этом состоит привлекательность терапевтического элемента, присутствующего во многих религиях — что очень заметно в раннем Христианстве — параллельно с более мистическими, метафизическими, духовными учениями, к которым верующие должны прийти по мере роста их веры (см. «К Евреям», 5:12-14). Большинство саентологов вначале узнают о возможности улучшить свою повседневную жизнь и углубить свой интеллект (путём усиления контроля над реактивным умом). Возможность достижения таких результатов через процесс одитинга представляется в формулировке, известной как АРО. «А» означает «аффинити», представляющую собой эмоциональные переживания индивидуума и его осознание отношений с другими через эмоции. «Р» означает «реальность», представляющую собой межсубъектное соглашение относительно объективных явлений. «О» означает «общение». Саентология придаёт большое значение общению. Когда люди имеют аффинити, когда они достигают соглашения относительно характера объективных явлений, то общение происходит очень легко. С концепцией триады АРО связана шкала человеческих эмоций, известная cаентологам как «шкала тонов». По мере убывания эмоционального тона общение затрудняется и ощущение реальности ослабевает. Само общение, однако, является фактором, способствующим увеличению понимания, и, если им эффективно и грамотно пользоваться, оно становится главным терапевтическим фактором освобождения индивидуума из ловушки материального мира, в которой он оказался. Можно дать тэтану возможность общаться с его собственным прошлым, распознать природу травмирующих переживаний в прошлом и достичь самопознания, которое позволит ему выбраться из этих затруднений.

VI.XI. Доктрина Саентологии:
одитинг как фактор терапии

Для индивидуума шкала тонов является первой демонстрацией возможного получения пользы от Саентологии, показывая восхождение от хронического эмоционального тона апатии, горя или страха к энтузиазму (а на более продвинутых уровня — к веселью и безмятежности). Первоначально именно через ощущение благ подобного рода многие приходят к Саентологии. Методика такого продвижения — одитинг, с помощью которого специально обученный саентолог, используя тщательно выверенные вопросы, помогает индивидууму вновь осознать эпизоды из его собственного прошлого, оставившие травмирующий отпечаток («инграмму») в его реактивном уме и мешающие его рациональному поведению. Освобождение от последствий этих препятствий и возвращение к рациональному мышлению является, таким образом, процессом, с помощью которого индивидуум поднимается по «шкале тонов», тем самым улучшая свои способности, но это также метод (и в этом заключается его более полное религиозное значение), с помощью которого тэтан может обрести спасение, первоначально удаляя заблуждения (аберрации), переживаемые им вследствие запутанности в материальном мирe, и, в конце концов, обретая полную свободу от вредных эффектов вселенной МЭСТ. Саентологи называют это «быть в состоянии причины». Здесь прослеживаются прямые аналогии с моделью спасения, предлагаемой в восточных религиях. Так как они также считают, что индивидуум обременён последствиями своих прошлых поступков (карма), концепция спасения, разделяемая ими, также заключается в том, что спасение достигается через процесс (просветление), который может разрушить последствия кармы, освобождая индивидуума. Конечная цель заключается в том, чтобы индивидуум, иначе говоря, Оперирующий тэтан, существовал вне тела и принял состояние, которое можно описать как внешнее по отношению ко всему физическому. Такое состояние, по крайней мере, некоторые христиане признали бы как состояние спасённой души.

VI.XII. Доктрина Саентологии: рациональные средства спасения

За практикой Саентологии стоит описанная выше религиозная философия. Сам Хаббард считал её некоторым образом подобной философиям восточных религий. В частности, он цитировал Веды, гимны создания, составляющие часть индуистской традиции, как содержащие концепцию, весьма сходную с саентологическим «циклом действия». Цикл действия — это очевидный порядок жизни от рождения через рост к распаду и смерти, но через знание, которое даёт Саентология, можно избежать гибельных последствий работы этого цикла. Он может быть изменён: из цикла создания, выживания и разрушения можно сделать цикл, в котором все элементы станут созидательными актами; Саентология призвана поддерживать и повышать созидательность, побеждать хаос и негатив. Она распознаёт продолжающийся «трак», или линию передачи мудрости, от Вед и Гаутамы Будды до христианской доктрины, и заявляет о своей близости с этими учениями. Но если мудрость, являемая, например, в Буддизме, возможно, и позволяла отдельным индивидуумам обрести спасение в течение одной жизни, тем не менее точный порядок действий, гарантировавших такой результат, отсутствовал; возможность повторения была минимальна. Достижение спасения оставалось обусловленным произвольными или неуправляемыми факторами. Спасение, если и достигалось, то крайне редко и немногими. Хаббард решил стандартизировать, практически свести к рутинным действиям религиозную практику и увеличить предсказуемость спасения. Такое приложение технических методов к духовным целям показывает, насколько Саентология перенимает современные приёмы для реализации целей, которые раньше достигались только изредка и нерегулярно, если это вообще удавалось. Таким образом, это попытка привнести определённость и порядок в духовные упражнения и достижения. Саентология стремится дисциплинировать и упорядочить религиозный поиск с помощью рациональных процедур. В этом смысле в научно-технический век она сделала многое из того, что Методизм стремился сделать на более ранней стадии социального развития, пытаясь убедить людей в том, что спасение следует искать управляемым, дисциплинированным, методическим образом. В то время как фактически существующие практики методистов всё ещё излагались на относительно стандартном языке современного ему Христианства, методы, отстаиваемые Саентологией, несут яркий отпечаток общества, в большей степени приверженного рациональным и технологическим процедурам. Средства, применяемые Саентологией, сравнивались с упайей («правильный метод») — седьмой стадией Пути Бодхисаттвы к спасению в махаянском Буддизме. Согласно этой версии Буддизма, на седьмой ступени верующий становится трансцендентальным Бодхисаттвой, который (подобно Оперирующему тэтану в Саентологии) более не привязан к физическому телу.

VI.XIII. Доктрина Саентологии: одитинг как
пасторская консультация

Применяемые cредства представляют собой форму пасторской консультации, более конкретно организованную в методику одитинга (от латинского audire — «слушать»). Особые приёмы и методы одитинга организованы в технологию, составляющую ядро саентологической религиозной практики. Такой порядок практики необходим для всех, кто собирается испытать спасительные блага веры, и Хаббард пытался свести процесс духовного просвещения к набору упорядоченных процедур, систематически достигающих всё более глубоких уровней сознания. Этот метод, аналогично подтверждению в Христианской науке, претендует на устранение как чувства греховности, так и последствий прошлых страданий и проступков.

VI.XIV. Доктрина Саентологии: стадии спасения

Две главные стадии в этом исцеляющем и сотериологическом процессе — это состояния, описываемые соответственно как Клир и Оперирующий тэтан. Преклир, впервые сталкиваясь с Саентологией, обременён ментальным грузом болезненных и эмоциональных переживаний прошлого. Одитинг стремится перенести эти элементы в сознание, побудить индивидуума к общению со своим прошлым, противостоять событиям, вызвавшим эмоциональный заряд, и таким образом привести индивидуума к моменту, когда он возносится над этим зарядом и может обозревать эти до сих пор забытые беспокойства с полным хладнокровием и рациональным осознанием. Вследствие этого гибельные результаты таких элементов рассеиваются. Преодолеваются провалы памяти, чувства вины и несоответствия, фиксация на прошлых травмах или побочные причины эмоционального расстройства. Индивидуум переносится «в настоящее», то есть он освобождается от калечащих результатов событий, произошедших ранее на «траке времени» либо в текущей жизни, либо в прошлых жизнях тэтана. Улучшая общение, одитинг приводит тэтана в состояние, где препятствия прошлого удалены. Такого человека называют Клиром. Это духовное существо, у которого больше нет своего собственного реактивного ума, оно селф-детерминированно, по крайней мере по отношению к собственному бытию. Оперирующий тэтан находится на более высоком уровне того же самого процесса, так как он, кроме того, приобрёл контроль над окружающей его средой. Он больше не зависит от тела, которое в настоящее время занимает: говорится, что он, в действительности, отныне вне тела. Другими словами, можно сказать, что Оперирующий тэтан — это существо, осознавшее свой полный духовный потенциал, тот, кто достиг спасения. В работе «What Is Scientology?» (стр. 222) говорится: «На уровне Оперирующего тэтана мы имеем дело собственно с бессмертием индивидуума как духовного существа. Тэтан рассматривается в соотношении с вечностью… Это состояния более высокого уровня, чем состояние смертного человека».

Для саентологов пасторская консультация — это... систематический и контролируемый процесс для содействия самопросветлению и обретению духовного знания.

VI.XV. Религиозные роли в Саентологии — одитор

Религиозные служения в Саентологии осуществляются через четырёх связанных между собой агентов, чьи роли как дополняют друг друга, так и до некоторой степени совпадают. Эти люди — одитор, кейс-супервайзер, супервайзер курса и капеллан. Роль одитора является основной: одитинг — это методика, жизненно важная для достижения, в конечном счёте, той формы просвещения, которая даёт индивидууму спасение. Одитор обучен навыкам, позволяющим ему помогать другим, а также помогать другим помочь самим себе. «Все одиторы Саентологии должны стать рукоположёнными священниками» («What Is Scientology?», стр. 557), и каждый одитор должен пройти курсы, делающие его квалифицированным для служения, хоть он может и не принять на себя эту роль. Одитор учится иметь дело с обращающимся к нему за помощью преклиром как можно более нейтрально и клинически. В отличие от исповедника в Католической церкви, одитор не действует согласно своим собственным духовным представлениям и оценке потребностей преклира. Вместо этого он тщательно следует предписанным процедурам. Всё стремление Саентологии направлено на удаление случайных, побочных и специфических элементов из её терапевтического и духовного служения. Всё делается для обеспечения того, чтобы эмоции не нарушали стандартизированных процедур и методик одитинга. Таким образом, пасторскую консультацию считают, особенно в ситуации одитинга, намного более точной методикой, чем это обычно рассматривается в традиционных церквях, и этой методике, её точности, уделяется намного большее внимание. Для саентологов пасторская консультация — это не предоставление произвольных советов, выдаваемых по личному усмотрению разными людьми c разной компетентностью, а систематический и контролируемый процесс для содействия самопросветлению и обретению духовного знания.

VI.XVI. Религиозные роли в Саентологии — кейс-супервайзер

Ответственность за правильное применение процедур одитинга лежит на кейс-супервайзере. Одной из важнейших функций кейс-супервайзера является скрупулёзная проверка записей, сделанных одитором во время сеанса одитинга. Эти записи полны специальной терминологии и понятны только обученному одитору — в них содержится информация о применённых процедурах одитинга, показаниях E-метра и показателях преклира. Записи должны быть достаточно полными, чтобы показать, что духовный прогресс преклира происходит в соответствии с сотериологией Саентологии. Кейс-супервайзер понимает эти специальные записи, так как он сам — высококвалифицированный одитор, который прошёл дополнительное специализированное обучение на кейс-супервайзера. Он следит за тем, чтобы одитинг проводился в соответствии с предписанными стандартами, методики правильно применялись, и чтобы преклир делал соответствующие успехи. Кейс-супервайзер обнаруживает и исправляет любую ошибку, вкравшуюся в одитинг, если такое случается. Он может потребовать, чтобы допустивший ошибку одитор заново изучил неправильно применяемые материалы и использовал правильную процедуру, чтобы гарантировать, что ошибки не повторятся. После каждого сеанса он определяет следующую стадию одитинга. Так как все люди разные, каждый кейс рассматривается индивидуально, чтобы определить соответствующие процессы, которые нужно применить, и гарантировать надлежащий духовный прогресс преклира. Роль кейс-супервайзера, таким образом, сводится к обеспечению правильного проведения саентологического одитинга и надлежащего контроля за ним.

VI.XVII. Религиозные роли в Саентологии —
супервайзер курса

Роль супервайзера курса ещё более существенна в практике Саентологии, чем роль одитора. Именно супервайзер курса обучает одиторов в соответствии со строгими стандартами, установленными Хаббардом. Супервайзер курса является специалистом в методиках обучения, разработанных Хаббардом. Он обучен распознавать любые препятствия к пониманию и решать любые проблемы, с которыми может столкнуться изучающий саентологическую литературу. Супервайзер курса следит за тем, чтобы изучающий Саентологию понимал её теоретические основы и с помощью практических упражнений и тренировок овладевал применением Саентологии. В отличие от преподавателей, супервайзер курса не читает лекций и не предлагает свою собственную интерпретацию предмета. Эта деталь важна потому, что саентологи считают, что результаты, получаемые в Саентологии, происходят только при строгом следовании саентологическому писанию, как оно было написано Хаббардом. Устные толкования, передаваемые от преподавателя студенту, неизбежно влекут за собой искажение первоисточника, не важно, насколько это непреднамеренно. Таким образом, супервайзер курса обязательно является экспертом в распознавании ситуации, когда студент сталкивается с проблемой, и в направлении его туда, где он сам, своими собственными силами, сможет найти решение.

VI.XVIII. Религиозные роли в Саентологии — капеллан

В каждой саентологической церкви и миссии есть капеллан. Это квалифицированный одитор, и курс священника является неотъемлемой частью его обучения. Этот курс представляет Саентологию как религию, как средство, c помощью которого люди могут обрести спасение. Он включает обзор учений великих мировых религий, обучение проведению служб и церемоний, изучение «Кредо» и кодексов Саентологии, обучение этике и технологии одитинга. Возможно, главный аспект роли капеллана заключается в пасторской консультации, не в том обычном смысле, в котором такая консультация предоставляется в ходе одитинга, а скорее в более распространённом смысле: в выслушивании проблем и трудностей, с которыми сталкиваются саентологи при овладении учением и методиками веры. Капелланы следят за тем, чтобы организационные действия протекали гладко, а если требуется, консультируют по нравственным и даже семейным вопросам в соответствии с саентологическими принципами. Их функция внутри отдельной саентологической организации во многом сходна с ролью епископального капеллана в традиционной церкви. Капеллан cправляет ритуальные службы, исполняемые в Церкви (а именно свадебные и похоронные обряды). В еженедельных службах, которые для общего удобства капеллан проводит по воскресеньям, ему предоставляется некоторая свобода действий. Во время службы он также исполняет роль проповедника, во многом походящую на роль нонконформистского служителя, но здесь он действует скорее как комментатор, чем оратор. Его речь всегда близко соотносится с учениями и применением принципов веры.

VI.XIX. Технические средства для достижения духовных целей:
религия, а не наука

Чтобы понять действие Саентологии и её религиозных работников, необходимо осознать, что Саентология соединяет технические средства с духовными целями. Её акцент на методике, использование ею специализированной терминологии и её настойчивое требование придерживаться систематических процедур и назначенного порядка действий не должны затенить духовный и сотериологический характер её конечных устремлений. Саентология — это религия, появившаяся в период доминирования науки: её методики несут отпечаток времени, в котором она возникла. Часть её основного призвания заключается в идее о том, что человеку нужно мыслить рационально и управлять своими собственными мощными, но причиняющими беспокойство эмоциями. Только таким образом человек сможет достичь полной свободы воли и самоопределения, что, как верят саентологи, есть его право и настоятельная потребность. Чтобы обрести спасение, индивидуум должен последовательно и неизменно применять взаимосвязанные, следующиe друг за другом формулы. Подобно Христианской науке, Саентология стремится иметь дело с определённостями. Конечные цели Саентологии, кажется, лежат за пределами эмпирического доказательства, и верования её последователей трансцендентальны, метафизичны и духовны, несмотря на то, что сама религия особое значение придаёт личному опыту как пути к личной убеждённости или уверенности. Научный стиль саентологического изложения не умаляет её религиозного статуса и целей.

VII. Социологический анализ развития Церкви Саентологии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ