X. Саентология и другие верования

X.I. Некоторые сходства Саентологии и других верований

Саентология радикально отличается от традиционных христианских церквей и отколовшихся сект в вопросах идеологии, практики и организации. Всё же, принимая широкую точку зрения, которая должна превалировать в обществе с множеством культур и религий, очевидно, что по всем основным пунктам Саентология занимает позицию, очень близкую к позициям других движений, которые, бесспорно, являются религиями. Идеологически она имеет значительные сходства со школой Санкхья в Индуизме. В её общинной деятельности, которая, однако, гораздо менее важна для неё, чем для нонконформистских движений, существуют, тем не менее, моменты особого значения, не сильно отличающиеся от таковых в некоторых нонконформистских сообществах. Её сотериологические цели определённо метафизичны и во многих аспектах аналогичны таковым в Христианской науке.

X.II. Двойное членство

Отличительной чертой Саентологии является то, что от её членов не требуется отказа от других религиозных верований и членств при принятии Саентологии. Из этой особенности можно было бы заключить, что Саентология удовлетворилась статусом всего лишь добавочного или дополнительного набора верований и обрядов, но такой вывод будет неправомочен. Я разговаривал с руководителями Церкви, а также с рядовыми саентологами об этом аспекте Саентологии, и они ответили, что, хотя исключительность и не требуется, она приходит по ходу практики. По их словам, по мере того как человек становится всё более вовлечён в Саентологию, он неизбежно отбрасывает прежнюю веру. Например, я знаю, что иудей, ставший саентологом, может продолжать по культурным причинам поддерживать связь с Иудаизмом и праздновать иудейские праздники с семьёй и друзьями, но он не будет практиковать эту религию и продолжать верить в иудейское богословие. С моей точки зрения как учёного, это объяснение кажется правильным. Саентологи считают свою веру вполне законченной религией, требующей от своих членов преданности.

Хотя для иудейско-христианско-мусульманской традиции характерно, чтобы религиозная преданность была исключительна, и что двойное или множественное членство не допускается, этот принцип далеко не универсален среди религий. Этого не требуется в большинстве направлений Индуизма и Буддизма. Будда не запрещал богослужений местным богам. Индуизм терпимо относится к принадлежности к нескольким религиям. В Японии многие считают себя одновременно буддистами и синтоистами. Симбиоз религий — это хорошо известное явление, и в некоторых отношениях он имеет место в Христианстве (например, в терпимости по отношению к Спиритуализму или Пятидесятничеству со стороны некоторых англиканских епископов, даже несмотря на то, что эти системы верований определённо не согласуются с официальной доктриной). Тот факт, что позиция Саентологии по отношению к двойной или множественной церковной принадлежности отличается от традиционно принятой в западном Христианстве, не является правомерным основанием для отказа ей в статусе религии.

X.III. Экзотерические и эзотерические элементы Саентологии

Принятое представление о Саентологии не соответствует общим стереотипам религии. Её материалы могут быть разделены на широко распространяемую экзотерическую литературу и на эзотерическую литературу. Экзотерическая литература преимущественно затрагивает основные положения метафизики Саентологии и то, как нужно применять их на практике, чтобы помочь людям справляться со своими проблемами в общении и отношениях и сохранять разумные, рациональные и позитивные ориентации в жизни. Ограниченный свод эзотерической литературы, которая доступна только продвинутым студентам Саентологии, представляет как более полное рассмотрение метафизики религии, так и более продвинутые методики одитинга. Она более подробно объясняет теорию тэты (начальной мысли духа); её ухудшение из-за её вовлечения во вселенную материи, энергии, пространства и времени в течение прошлых жизней, а также указывает путь, которым человек может приобретать (строго говоря — восстанавливать) свои сверхъестественные способности. Только очень продвинутые саентологи считаются способными к пониманию сути такого толкования системы верований и к полному постижению более высоких уровней методик одитинга, изложенных в эзотерической литературе.

В разделении между экзотерическим и эзотерическим учениями Саентология никоим образом не уникальна среди религий. В соответствии с принципом, провозглашённым Иисусом, «ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (От Иоанна, 16:12), и Павлом в разделении между твёрдой пищей для зрелых верующих и молоком для младенцев (1-е «К Коринфянам», 3:1-3; «К Евреям», 5:12-14), различные христианские движения поддерживали разделение начальных и продвинутых доктрин и практик. Общая традиция Гностиков, не принимаемая Христианством, преданно сохраняла эзотерические учения, и современные движения, порой относимые учёными к сектам «гностического типа», как правило, делают такое разделение. Примером является Христианская наука, общее учение которой дополнено предметами, содержание которых держится в секрете; они преподаются назначенными учителями в специальных классах тем, кто стремится стать признанными деятелями церкви. Помимо этих примеров, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней допускает к своим особым церемониям только тех мормонов, которые являются активными приверженцами веры и получили от своего епископа разрешение, где, среди прочего, указывается, что они выполнили своё обязательство десятины, то есть внесли 10 процентов своего дохода в казну церкви; никому другому не разрешается видеть эти ритуалы. Обратившись ближе к основной линии Протестантства, мы видим, что Пятидесятники, например, часто раскрывают полное значение своего учения и практики «даров Духа» только во время особых богослужений, а не на тех собраниях, которые предназначены для привлечения новой публики. Такое разграничение оправдано также принципом обучения: более сложный материал доступен только тем, кто прошёл предыдущие, более элементарные стадии подготовки, что позволяет им усвоить более высокие уровни наставления. Такова позиция, принятая Саентологией, изучение которой требует от студентов сконцентрированных и систематических усилий.

XI. Характерные черты религии в применении к Саентологии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ