V. Социальные и нравственные функции религии

V.I. Современная религия и её изменяющиеся социальные функции

Если уйти от конкретных компонентов, выведенных из традиционной, но явно устаревшей христианской концепции того, что может представлять собой религия, можно вкратце обратиться к характеристикам религии, которые подчёркиваются ненормативными социологическими исследованиями предмета. Не игнорируя важность значительной озабоченности сверхъестественным (или надэмпирическим), социологи подчёркивают те функции, которые исполняет религия. Религия создаёт, усиливает или распространяет социальное единство в группе и предоставляет группе ощущение идентичности. По словам Питера Бергера, она предоставляет «созданный людьми осмысленный мир», и этот мир становится интеллектуальной и этической основой, в свете которой рассматриваются идеи и действия. Если религия в силу необходимости — в связи с развитием науки — отказывается от каких-то теорий создания и космологии, она продолжает предоставлять объяснение тому, какие цели присущи вселенной и жизни человека.

V.II. Современная религия и этика ответственности

По мере того как население западного мира становится более образованным, современные религии склоняются к тому, чтобы меньше выделять догматы, касающиеся Бога, создания, греха, инкарнации, воскрешения и т. д. Они стараются больше направлять людей на такие вещи, как этика социальной и личной ответственности и обеспечение ощущения цели и конечного смысла; служат источником личного наставничества и помогают достичь ощущения самореализации в мире.

V.III. Современная религия и озабоченность
социальными проблемами

Интерес к пасторским услугам стал нарастать в середине девятнадцатого столетия в Британии, а сегодня он проявляется в новых формах пасторских миссий — таких как священники на предприятиях, работа в больницах и тюрьмах, специальные виды консультационных услуг, например, советы супругам, христианское целительство и работа с наркоманами и потенциальными самоубийцами. Советы по физическому и душевному здоровью, сексуальным и семейным проблемам, обучению и отношениям на работе стали почти основными темами в религиозной литературе во многих деноминациях и практически основными в относительно недавно возникших сектах и деноминациях.

V.IV. Современная религия и улучшение качества жизни

В некоторых новых религиозных движениях основным приоритетом стало заявление о том, что они предоставляют людям ощущение смысла и цели в жизни. Такие движения обычно предоставляют обширную и часто сложную метафизическую систему, внутри которой их приверженцы находят мудрёные ответы на сильно беспокоящие их вопросы. Подобные движения включают в себя Теософию, Антропософию, Гурджиевизм и движения «Вера Космона» (Kosmon Faith) и «Новое мышление». По мере того как современное общество перестало придавать особое значение загробной жизни, новые движения (и в некоторой степени давно существующие церкви) стали выделять действия и цели «посюсторонней жизни» и общие цели «улучшения жизни». Аскетизм религий, которые выросли в мире нехватки, голода и катастроф, не очень подходит для общества, в котором существуют высокое изобилие и обширное социальное планирование для устранения или смягчения последствий природных и социальных бедствий. Современная идея гедонистических ценностей в светском обществе отражается в религии, и новые религии явно стараются предоставить людям лучшую жизнь. Акцент на позитивное мышление стал широко распространённым в Америке в 1940-е годы.

Психологические техники повышенного самоконтроля, самоулучшения, возобновления мотивации и более широких возможностей духовного обогащения стали частью репертуара многих религиозных движений по мере того, как общество отошло от одобрения отягощённых грехом теологий, которые некогда широко обсуждались традиционной христианской церковью.

V.V. Соотношение религии и этики

Многие религии предписывают своим последователям выполнение правил — более или менее конкретных. Их природа, рвение, с которым их предписывают, и строгость санкций, с ними связанных, широко варьируются. В Иудаизме правила регулируют порядок проведения ритуалов и многие факторы обыденной жизни. В Исламе религиозные правила влияют на многие жизненные ситуации и предоставляют систему общественных законодательных норм. В других обществах этические нормы не имеют чётких религиозных корней — как, например, в Японии. Не существует стандартных отношений между системой религиозных доктрин и этическими нормами. Взаимодействие религии и этики в Христианстве является лишь одним из примеров отношений, который не типичен для других религиозных систем; не нужно предполагать, что это необходимый тип подобных отношений.

V.VI. Буддизм и этика

В Буддизме Тхеравады, например, существуют предписания для монахов и несколько общих предписывающих правил для мирян. Буддист обязан не убивать, не воровать, на лгать, не совершать неправомерных сексуальных действий и не пить опьяняющих напитков. Будда предложил этические советы, касающиеся домашних обязанностей, поведения по отношению к друзьям и заботы о супруге, но они являются просто назиданиями, основанными, можно сказать, на здравом смысле. Человек должен быть рассудителен и осторожен, бережлив, хорошо относиться к слугам, выбирать таких друзей, которые будут удерживать его ото зла и побуждать его к правильному поведению. Этим добродетелям нужно следовать в собственных интересах ради просветления; они не подразумевают концепцию греха, которая проповедуется Христианством. Пренебрежение к этим добродетелям не вызывает особых наказаний, оно только производит плохую карму. Избегать делать зло в Буддизме — в интересах самого человека ради своего просветления (по крайней мере, в перспективе). Сама религия не предписывает никаких санкций. Не существует гневливого божества. Однако, поскольку действия определяют статус каких-то будущих реинкарнаций, желательно совершать добрые поступки, которые соответствуют восьмеричному пути просветления, поскольку они приведут к новому рождению в лучших обстоятельствах и — предположительно — к выходу за пределы цикла рождений и обретению нирваны. Таким образом, хотя Буддизм определённо говорит об этических ценностях, человеку оставляется значительная свобода в этике поведения, и этика не подвергается тому типу моральной цензуры, который преобладал в Христианстве.

V.VII. Христианство и этика

Напротив, традиционное Христианство включает, наряду со многими уровнями этических учений, тщательно разработанный код запретов, нарушение которых принято рассматривать как грех. К минимальным заповедям раннего Иудаизма, касающимся наиболее серьёзных нарушений, были добавлены предписания гораздо более требовательного содержания, в особенности в отношении сексуальности, идущие как от Иисуса, так и от Павла. Существовали также советы о совершенстве — возможно, невыполнимые («Итак, будьте совершенны», и более конкретно: приказания любить врагов своих, прощать «до семижды семидесяти раз», подставлять другую щёку и т. п.). Но суровый и требовательный моральный кодекс Христианство разработало через понятие греха. Считалось, что человек по природе своей грешен — тяжкое состояние, от которого только примерная добродетель и сверхчеловеческая жертва Христа могут его избавить. К порокам, указанным в Ветхом Завете (невыполнение ритуалов, неверные мотивы поведения, несправедливость, идолопоклонство, неповиновение Богу), были добавлены те, которые связаны с несением ответственности и принципиальным несовершенством человеческого характера и морали. Хотя, по мнению Августина, грех не был изначально присущ сотворённому миру, человек грешен, и природа греха носит по сути лишающий характер. Этот взгляд объясняет средневековое Христианство.

Установление устной исповеди, разработка детальных правил покаяния и позднее — разработка понятия чистилища указывали на то, как серьёзно и сурово рассматривался грех. Но, хотя католицизм, решительно высказываясь против греха, тем не менее признавал моральную неустойчивость природы человека и делал ей уступку через институт исповеди, протестантизм отказался от такого способа облегчения вины. Кальвинизм ещё усилил собственные мучения грешников; его заслугой является развитие системы теологии, которая привела к интернализации этического контроля и формированию общественного сознания.

V.VIII. Изменения в отношении Христианства к греху

Усиленное внимание Христианства к греху ослабло только в девятнадцатом веке. На протяжении этого столетия постоянно снижалась христианская поглощённость адом и вечными муками; однако к этому времени светская этика приобрела автономное влияние на общественную жизнь. В XX веке суровость викторианской морали постоянно смягчалась — до тех пор, пока в 1960-е суровые требования, особенно в области сексуального поведения, уступили место моральной вседозволенности. То есть, очевидно, что постулируемая модель отношений между религией и этикой была далеко не постоянной, даже в случае Христианства. И такая степень разнообразия происходит не только со временем. Это можно продемонстрировать примерами современных деноминаций. Взгляды на мораль среди сегодняшних евангелистов (которые существуют в нескольких деноминациях, включая англиканскую церковь) продолжают выражать сильную озабоченность человеческим грехом во многих областях поведения. Напротив, идея греха почти устарела среди либеральных церковников, некоторые из которых полностью отклоняют притязания абсолютного морального кодекса в том виде, в котором он традиционно принимался христианскими церквями, и предпочитают приверженность ситуационной этике, которая часто полностью конфликтует с общепринятыми христианскими этическими предписаниями. Иное, совершенно отличное отношение, принято Христианской наукой, где грех рассматривается просто как ошибка, происходящая из неверной оценки реальности, и где, как считается, он, как и болезнь, может быть устранён изменением материального способа мышления на духовный.

V.IX. Священные и священнические аспекты Христианства

Религиозные верования и ценности обычно находят выражение в символах, установленных процедурах и институтах, как указано в п. II.I. выше. Однако форма этих символов, процедур и институтов значительно варьируется, и, опять же, модель, предоставленная христианскими церквями — модель, столь легко принятая в христианском обществе, — не является адекватным руководством для других верований. Само Христианство также обладает широким разнообразием форм выражения. Это не просто произвольные и случайные различия, которые диктуются эстетикой или простым удобством. Эти различия часто сами являются предметом глубокого убеждения, проникающего в самую суть религиозной веры. Основные религиозные традиции мира проявляют глубокие различия в ориентации, начиная от веры в божественную сущность духовенства, приверженность жертвам и ритуалам, обильным вспомогательным средствам веры (таким как благовония, танцы и различные изображения) и заканчивая аскетизмом и зависимостью исключительно от молитвы и словесного выражения. Обе эти крайности можно найти в Индуизме, Буддизме и Христианстве, в то время как Ислам в своей ортодоксальной форме повсеместно более аскетичен — его более восторженные проявления встречаются только в его пограничных направлениях.

Возможно, достаточно будет проиллюстрировать преобладающее разнообразие на примере Христианских традиций. Римско-католическая церковь в её традиционной форме олицетворяет тщательно разработанную систему использования слуховых, визуальных и обонятельных ощущений в целях религии. Католическая литургия, во время которой запрещается танцевать и использовать наркотики, используемые в других религиозных традициях, обладает тщательно разработанным ритуалом, одеяниями и святынями, используемыми в огромном количестве церемоний, соответствующих календарю и уровню церкви, и обрядами посвящения для людей. В резком контрасте с Римско-католической церковью находится Квакерство, которое отрицает понятие духовенства, проведение ритуалов (даже таких нерелигиозных ритуалов как поминальные, типичные для протестантской церкви) и использование изображений и одеяний. Для Протестантства в большей или меньшей степени характерными являются правильность поведения мирян, отказ от освящения зданий, мест, различных времён литургического календаря (время Великого поста, Рождественское время, Пасхальное время и др.), церемоний и таких вспомогательных религиозных средств, как чётки и талисманы. Евангелисты различных деноминаций отвергают идею духовенства, а квакеры, Церковь Братьев, христадельфиане и приверженцы Христианской науки отвергают даже оплачиваемых священников. Баптисты сохраняют крещение, большинство других деноминаций сохраняют церемонию причастия, которая часто является просто напоминанием о повиновении Священному Писанию и не имеет никаких собственных достоинств.

Протестантская религия придаёт гораздо большее значение письменному слову Библии, чем католическая, иногда почти превращая Библию в фетиш. Обычаи и практики сохраняются во всех религиях, но в некоторых они минимальны, как, например, у квакеров, которые обращают внимание только на время и место встречи, или у христадельфиан, которые пытаются избежать того, чтобы в общине, в которой все одинаково привержены служению Богу, были должности и статусы.

VI. Краткое описание Саентологии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ