II. Характерные черты религии

II.I. Главные характеристики религии

В соответствии с соображениями, приведёнными выше, мы можем указать, в абстрактных и общих понятиях, главные характеристики религии. Сказанное ниже не столько претендует на то, чтобы дать универсально применимое определение, сколько стремится перечислить черты и функции, часто встречающиеся в религии и считающиеся таковыми. Вот они:

(а) вера в силу (или силы), которые выходят за пределы нормального чувственного восприятия и могут даже включать в себя целый постулиpованный порядок бытия;

(б) вера в то, что такиe силы не только воздействуют на пpиpоду и общественное устройство, но управляют ими и, возможно, даже создали их;

(в) вера в то, что в какие-то моменты прошлого происходили явные вмешательства сверхъестественного в дела людей;

(г) сверхъестественные силы, которые управляют человеческой историей и судьбой; когда эти факторы изображаются антропоморфно, их обычно наделяют определёнными целями;

(д) поддержание веры в то, что судьба человека в этой жизни и в загробной жизни (или жизнях) зависит от отношений, установленных с такими трансцендентальными факторами или в соответствии с ними;

(е) часто (но не всегда) встречающаяся вера в то, что, хотя трансцендентальные факторы могут произвольно диктовать судьбу индивидуума, этот индивидуум, ведя себя предписанным образом, может влиять на свой жизненный путь либо в этой жизни, либо в будущей жизни (жизнях), либо и в той, и в другой;

(ж) акты, предписанные для исполнения индивидуумами, гpуппами или опpеделёнными пpедставителями — а именно, ритуалы;

(з) сохранение (даже в развитых религиях) элементов умилостивляющего действия, с помощью которых индивидуумы или группы могут просить об особой помощи сверхъестественных сил;

(и) выражения преданности, благодарности, почтения или повиновения предлагаются, а в некоторых случаях требуются от верующих, обычно в присутствии символических образов сверхъестественного объекта (объектов) веры;

(к) язык, объекты, места, здания или отрезки времени, которые особым образом отождествляются со сверхъестественным, делаются священными и сами становятся объектами почтения;

(л) регулярные исполнения ритуалов или церемоний, выражения преданности, празднования, пост, массовые покаяния, паломничества и инсценировки или поминания эпизодов земной жизни божеств, пророков или великих учителей;

(м) богослужения и публичное pаспpостpанение учения вызывают ощущение сообщества и отношения доброжелательности, товарищества и единства;

(н) нравственные нормы часто пpедписываются верующим, хотя рамки их различны; они могут быть изложены в правовых и ритуальных терминах, или они могут быть составлены в соответствии с духом более общей высшей нравственности;

(о) серьёзность намерений, длительная преданность и pевностное служение в течение всей жизни являются нормативными требованиями;

(п) в соответствии со своим поведением, верующие пpиобpетают достоинства и недостатки, служащие основанием нравственной экономики награды и наказания. Точная связь между действием и его следствием варьируется от автоматических следствий данных причин до веры в то, что личные недостатки могут быть заглажены благочестивыми и ритуальными действиями, исповедью и раскаянием или особым заступничеством сверхъестественных сил;

(р) существование особого класса религиозных должностных лиц, служащих в качестве хранителей священных объектов, священных писаний и мест; экспертов в учении, ритуалах и пастырском руководстве;

(с) услуги таких экспертов обычно оплачиваются, будь то за счёт приношений, вознаграждений за отдельные услуги, или посpедством установленного жалования;

(т) когда эксперты посвящают себя систематизации учения, обычно провозглашается, что религиозное знание обеспечивает решение всех проблем и объясняет значение и цель жизни, часто включая подразумеваемые объяснения происхождения и функционирования физической вселенной и человеческой психологии;

(у) законность религиозного знания и учреждений заявляется на основании откровения свыше и традиций; новшества регулярно оправдываются как реставрация;

(ф) утверждения об истинности учения и действенности ритуала не подвергаются эмпирическому испытанию, так как цели, в конечном счёте, трансцендентальны, а вера необходима как для целей, так и для произвольных средств, рекомендуемых для их достижения.

Приведённые выше элементы должны расцениваться не как непременное условие, но как вероятности: они представляют собой явления, часто находимые эмпирическим путём. Этот список можно рассматривать как перечень вероятностей.

II.II. Второстепенные характеристики религии

Приведённый выше перечень сформулирован в значительной мере в обобщённых, абстрактных терминах, но реальные религии являют собой исторические объекты, а не логические конструкции. Они охватывают сильно разнящиеся принципы организации, кодексы поведения и модели верования. Во многих случаях обобщение не даётся легко, но, если однажды отбросить предубеждения христианской традиции (часто неосознанные), становится очевидным, что многие элементы, которые, на основе христианской модели, считались бы непременным условием религии, в действительности не встречаются в других системах верований. В вышеприведённом перечне избегается ссылка на Высшее Существо, так как для Тхеравадских буддистов (и многих Махаянских буддистов), последователей Джайнизма и Даосизма такая концепция необоснованна. Богослужение, упомянутое выше, имеет совершенно иной смысл в Буддизме, чем тот, который ему придаётся верующими в Христианстве. В этом перечне ничего не говорится о символах веры, которые исключительно важны в христианской традиции, но не так значительны в других религиях. Там не упоминается душа, как бы ни существенна была эта концепция в ортодоксальном Христианстве, потому что доктрина души несколько спорна в Иудаизме и явно отвергается некоторыми христианскими движениями (например, Адвентистами седьмого дня и Свидетелями Иеговы, — а каждое из этих течений имеет миллионы приверженцев по всему миру — и христадельфианами, а также теми пуританами, включая Мильтона, которые были известны как моралисты). Там нет никакого прямого упоминания ада в любом из смыслов этого понятия, развившихся в Христианстве, так как этот элемент отсутствует в Иудаизме. О жизни после смерти говорится в единственном или множественном числе, для того чтобы согласовать две различные христианские идеи — переселения душ и воскресения, и несколько различные представления о реинкарнации в Буддизме и Индуизме. В общем, ни один из этих отдельных элементов не может считаться существенным для определения религии.

III. Нетеистические системы верований
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ