Религиозные группы в Германии могут действовать в различных юридических формах, которые доступны как для религиозных, так и нерелигиозных общин, и варьируются от некоммерческих «идеалистических» объединений до юридически оформленных корпораций. Церкви Саентологии в Германии зарегистрированы в юридической форме некоммерческих идеалистических объединений с ясно указанными религиозными целями, и таким образом их юридический статус ничем не отличается от многих других признанных религиозных сообществ, таких как буддисты, мусульмане, индуисты, квакеры, свидетели Иеговы и члены религии бахаи.
За последние три десятилетия немецкими судами в 50 решениях было заявлено, что Церковь и её члены пользуются защитой права на свободу религии, гарантированной статьёй 4 основного закона (Конституции) Германии.*
Например:
- В деле Хоппе против Церкви Саентологии Гамбурга (постановление от 5 января 1998, файл № 330 O 169/97), верховный суд Гамбурга признал, что Церковь является «признанной религиозной общиной» и пользуется защитой статьи 4 Конституции.
- В деле Крюгер против города Гамбург, в котором рассматривалась деятельность «фильтра сект» в городе Гамбург, требовавшего от деловых партнёров заявлять, что они не имели отношения к Саентологии, как Апелляционный суд Гамбурга (постановление от 17 июня 2004, файл № 1, Bf 198/00), так и Федеральный верховный административный суд в ответ на законную апелляцию (окончательное решение от 15 декабря 2005, файл № 7 C 20.04) постановили, что «истец, как практикующий саентолог, может претендовать на защиту религиозных или философских убеждений в соответствии со статьёй 4 раздела 1 Конституции Германии». Основываясь на этом постановлении, суды запретили использовать фильтр сект в городе Гамбург.
Германские суды неоднократно признавали, что статья 4 Конституции Германии о свободе совести и вероисповедания применима к саентологам и Церкви Саентологии.
«Идеи саентологической организации касаются трансцендентальных вопросов, а также положения и значения человека в этом мире. Вера в учение Л. Рона Хаббарда о бессмертной душе как носителе энергии жизни (ТЭТЕ), о ТЭТАНЕ и его взаимосвязи с материальной вселенной, обозначаемой МЭСТ, и о пути души через бесчисленное количество жизней, а также следование пути к более высоким уровням существования (КЛИР и [ОПЕРИРУЮЩИЙ] ТЭТАН), напоминающим об одном из уровней спасения, в данном случае указывают на философские убеждения или религиозную конфессию».