VIII. Саентология в Южной Африке

В начале 1970-х годов правительство апартеида в ЮАР пыталось отказать Церкви Саентологии в статусе религии. Правительственная следственная комиссия заявила, что Саентологию нельзя признать «истинной церковью», поскольку она якобы не проповедует Библию как Слово Божье, не выдвигает «здравое учение» о грехе и искуплении и не провозглашает Иисуса Христа спасителем человечества. Хотя комиссия и не рекомендовала запретить Саентологию, она, тем не менее, нашла, что Церкви Саентологии недостаёт «благочестия», необходимого для признания её в качестве церкви или религии в Южной Африке.34

Удивительно, что эта официальная комиссия отказалась признать законный статус религиозного движения, которое оказывало ЮАР свою помощь. Как отметили представители Церкви в своём ответе правительству, Церковь и её основатель «активно отстаивали интересы Южной Африки».35 В то время как Церковь Саентологии открыта для людей любых политических убеждений и принципиально не участвует в политической борьбе, основатель религии Л. Рон Хаббард ясно заявил о своей поддержке Южной Африке в её борьбе против международного коммунизма. В 1961 г. Хаббард пишет: «Возможно, Южная Африка — это единственная страна на Земле, имеющая волю к борьбе с подрывной деятельностью». Однако вместо военного решения Хаббард предложил религиозную технологию Церкви Саентологии: «Чтобы изменить ход событий, используйте Е-метры, а не пушки».36

Л. Рон Хаббард путешествовал по Южной Африке в начале 1960-х годов. Тогда-то у него и появился интерес к этой стране и её народу. В официальном справочнике Церкви Саентологии сказано: «Когда в начале 1960-х годов он посетил Южную Африку, то предсказал ряд массовых революционных переворотов и серьёзный конфликт между чёрным и белым населением этой страны. Чтобы предотвратить катастрофу, он предложил определённые меры и технологию, которые бы обеспечили повышение уровня грамотности среди чёрного населения».37 В 1975 г., когда Саентология получила юридическое признание в ЮАР, Церковь учредила в стране филиал организации «Прикладное образование» под названием «Живое образование», дабы сделать технологию обучения доступной для жителей страны. По данным Церкви Саентологии, «ещё задолго до падения режима апартеида в Южной Африке, да и прежде чем мировое сообщество вообще обратило внимание на ситуацию в этой стране, благодаря программам Церкви более двух миллионов неимущих чернокожих африканцев получили возможность улучшить свои способности к обучению».38

В эпоху апартеида Церковь активно участвовала в кампании против нарушений прав человека, вызванных расовой сегрегацией, системой образования для Банту, характеризовавшейся чрезвычайно низким качеством, и психиатрией. Церковь заявила, что психиатрия в Южной Африке оправдывала расовую сегрегацию и способствовала расистскому угнетению чёрных южноафриканцев, тем самым обслуживая интересы режима апартеида.

В эпоху апартеида Церковь активно участвовала в кампании против нарушений прав человека, вызванных расовой сегрегацией, системой образования для Банту, характеризовавшейся чрезвычайно низким качеством, и психиатрией. Церковь заявила, что психиатрия в Южной Африке оправдывала расовую сегрегацию и способствовала расистскому угнетению чёрных южноафриканцев, тем самым обслуживая интересы режима апартеида. Церковь выявляла и разоблачала случаи бесчеловечного обращения с чернокожими пациентами психиатрических больниц. И хотя эта кампания привела к конфликту между Церковью и правительством апартеида, озабоченность Церкви расистскими настроениями в психиатрии Южной Африки разделила и Всемирная организация здравоохранения, которая в 1977 г. отметила в своём докладе, что «ни в какой другой сфере медицины в Южной Африке неуважение к людям, порождённое расизмом, не выражено столь ярко, как в психиатрии».39 Противостояние Церкви и психиатрии следует из Кредо Церкви, в котором провозглашается, что избавление от душевных болезней и достижение душевного здоровья не должно осуществляться в нерелигиозных областях. Однако в условиях ЮАР это противостояние было направлено непосредственно против проявлений расизма, который при апартеиде буквально пронизывал психиатрическую практику.

Благодаря своим просветительским и религиозным инициативам Церковь Саентологии заняла своё место среди религий Южной Африки. В последние годы Церковь активно участвует в работе южноафриканского отделения Всемирной конференции «Религия и мир» (ВКРМ).40 При написании Хартии прав и обязанностей религиозных организаций Южной Африки приверженность Церкви делу защиты религиозной свободы оказала ВКРМ большую поддержку. Таким образом, в условиях современной Южной Африки Церковь Саентологии заняла своё место среди всего многообразия религиозных организаций в этой стране.

Философ Уильям Джеймс считает, что целью всякой религии является исцеление. Каждая религия выявляет основную проблему, лежащую в основе состояния человека, будь то грех, невежество, страдание, одиночество либо подавление, и предлагает исцеление.41 Саентология — это исцеляющая религия, которая выявляет причину неблагоприятного состояния человека и использует особые приёмы духовного исцеления и прикладную религиозную философию, которые призваны исцелить, иными словами решить, найденную проблему.

Несмотря на то, что Церковь Саентологии часто называют «новым религиозным течением», это не совсем так. В Южной Африке, как мы видели, Саентология существует уже сорок лет. В начале 1980-х годов некоторые социологи и историки религии предрекали закат Саентологии. Они говорили, что Церкви будет трудно пережить смерть своего основателя; что её религиозная «наука» устареет из-за того, что изменятся научные методологии; что духовная «терапия» Церкви потеряет свою «долю рынка» из-за растущей конкуренции.42 Однако в последующие годы эти прогнозы не подтвердились. Объединяя в себе характерные черты как новой, так и древней религии, Саентология продолжала продвигать духовные стремления, что снискало ей приверженцев по всему миру. И уж как минимум Церковь Саентологии достойна внимания и заслуживает официального признания как религия в Южной Африке.

Дэвид Чидестер
Профессор сравнительного религиоведения

IX. Примечания
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ