VI. Религиозные переживания

По словам историка религии Мирчи Элиаде, древнейшую форму религиозных переживаний можно обнаружить в шаманских обрядах. Используя то, что Мирча Элиаде называет «древними техниками достижения экстаза», шаманы впадают в транс и утверждают, что при этом выходят из тела и используют приобретённую благодаря такому необычайному опыту силу для того, чтобы исцелять тело, разум и дух.27 Шаманы малых туземных религий по всему миру продемонстрировали стандарт для определения сути религиозных переживаний.

Однако, по мнению антрополога Фелициты Гудман28, шаманские приёмы позволяли достичь не только самого древнего, но и самого стойкого и длительного вида религиозных переживаний, а именно религиозного транса. Благодаря разнообразным приёмам, таким как медитация, молитвы, песнопения, танцы и т. д., религии привнесли и культивировали состояние религиозного транса. По словам Гудман, состояния транса являют собой общий знаменатель любого религиозного переживания. Если верить Гудман, все религии, хотят они того или нет, вызывают состояние транса.

Хотя Церковь Саентологии и использует специфические «техники достижения экстаза», т. е. процессы и процедуры, объединённые под общим названием «религиозная технология», Церковь постоянно заявляет о том, что религиозные переживания, сопровождающие эти практики, не являются трансом. Более того, вопреки опровергнутым утверждениям антикультистов, методики Церкви не имеют ничего общего с гипнозом или «промыванием мозгов».29 Напротив, используемые саентологической церковью религиозные практики направлены на достижение просветления и ясности духовного осознания.

В Саентологии религиозное переживание представляет собой, в сущности, достижение понимания. Понимание представлено в виде треугольника АРО, состоящего из трёх компонентов: Аффинити, Реальности и Общения.

В Саентологии религиозное переживание представляет собой, в сущности, достижение понимания. Понимание представлено в виде треугольника АРО, состоящего из трёх компонентов: Аффинити, Реальности и Общения. Первый угол этого треугольника, аффинити, означает степень близости, симпатии или любви, испытываемой по отношению к другому человеку. Второй угол, реальность, означает согласие, установленное между людьми, о том, что именно имеет место в каждой конкретной ситуации. Третий угол, общение, означает обмен идеями. Являясь самым важным углом этого треугольника, свободное общение составляет основу для создания аффинити между людьми и взаимного согласия относительно реальности. Однако, поскольку все три аспекта понимания взаимосвязаны, по мере возрастания понимания увеличивается и весь треугольник АРО. Являя собой формулу, объясняющую природу понимания, треугольник АРО является мерилом роста осознания.

Религиозные переживания в Саентологии подразделяются на ряд уровней. Пройдя через несколько состояний «релиза» (т. е. освободившись от влияния реактивного ума), человек может достичь нового эмпирического состояния — состояния «Клир». Согласно заявлению Церкви Саентологии, «в нашей культуре не существует подходящего описания, которое бы полностью передало всё величие состояния Клир».30 Следовательно, как и все эзотерические переживания, переживание состояния Клир нельзя описать словами. Это состояние сознания, не поддающееся описанию. Однако, как и все эзотерические переживания, это состояние сознания характеризуется возросшим осознанием, в котором приобретаются новые знания и озарения.

В Саентологии имеются средства и для достижения более высоких уровней духовной свободы и способностей, чем в состоянии Клир. Когда человек достигает состояния «Оперирующий тэтан», он становится «причиной над жизнью, мыслью, материей, энергией, пространством и временем, сознающей себя таковой и желающей быть ею».31 Утверждается, что Оперирующий тэтан (ОТ) обладает экстраординарными способностями. Например, считается, что Оперирующий тэтан, как и шаман, способен отдавать отчёт в собственных действиях и полностью осознавать происходящее независимо от физического тела. Однако важнейшей способностью, которая восстанавливается на этих верхних уровнях ОТ, является опыт переживания бессмертия. Испытывая эти переживания, человек обретает знание бессмертия и освобождается от цикла рождения и смерти. Духовное знание, свобода и сила состояния «Оперирующий тэтан» представляет собой конечную цель саентологической религии. По сути, эти способности являют собой кульминацию религиозных поисков духовного спасения и бессмертия.

VII. Религиозная организация
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ