III. Верования

Похоже, в некоторые моменты Л. Рон Хаббард отказывался использовать термин «религия» применительно к саентологическим верованиям и практикам. Например, он заметил однажды, что Саентология — «это не разновидность психотерапии. Это система знаний, которая при правильном применении дарит человеку свободу и истину».13 Однако в этой связи Л. Рон Хаббард, видимо, проводит различие между внешними проявлениями религии, такими как вероучение, обряды, принадлежность к церкви, — и истиной, несущей свободу. Подобное разграничение понятий «религия» и «истина» является общепринятой религиозной концепцией. Например, христианский теолог Карл Барт настаивал, что проповедуемая им доктрина является не религией, но истиной. Маудуди то же самое говорил об Исламе, Франц Розенцвейг — об Иудаизме, а Сарвепалли Радхакришнан — об Индуизме. Во всех этих случаях религиозные мыслители отстаивали высший смысл и силу своих «истин», отделяя их от религии.14

Однако Хаббард пришёл также к мысли, что при правильном определении термин «религия» можно использовать для характеристики истины Саентологии, несущей освобождение. Он поясняет: «Саентология является религией в самом полном и самом традиционном смысле». И это не просто «религиозная практика», Саентология есть «религиозная мудрость».15 По словам Хаббарда, понятие «религия» «может включать в себя священное знание, мудрость, познание богов, душ и духовных существ».16 Таким образом, Хаббард утверждает, что Саентологию следует считать религией.

Корни религиозной мудрости Саентологии Хаббард видит в Индуизме, Буддизме и Даосизме. Как и в некоторых формах Индуизма, особенно в Адвайта-веданте, в Саентологии культивируется представление о том, что человеческое «я» в конечном счёте и является высшей божественной силой вселенной. Согласно санскритской доктрине Веданты, Атман (человеческое «я») есть в то же время и Брахман (божественное). Однако, как и в буддистской практике, в Саентологии очерчен ступенчатый путь освобождения от неведения, который напоминает «Восьмеричный путь» Будды. Путь Будды проходит через ступени правильного знания, правильного отношения, правильной речи, правильных действий, правильного занятия, правильного усилия, правильного сознания и правильного самообладания для достижения состояния счастливого освобождения и отделения от мира. Точно так же и в Саентологии обозначен точный путь (или Мост), на котором размечен маршрут к освобождению. Однако, если путь Будды к освобождению, в принципе, приспособлен к монашеской жизни вдали от социальных взаимоотношений в обществе и мирских дел, то путь, предлагаемый в Саентологии, ближе к даосскому подходу обретения духовной гармонии, который не предполагает удаления от мира. Согласно доктрине Даосизма, освобождение представляет собой состояние душевного равновесия, когда человек пребывает в гармонии с любыми условиями существования. Саентология направлена на достижение подобной гармонии.

Космология Саентологии определяет три главных аспекта реальности: жизненная сила, которую называют тэтой, Верховное Существо, также известное как Бесконечность, и материальная вселенная, состоящая из материи, энергии, пространства и времени, обозначаемая аббревиатурой МЭСТ (по первым буквам английских слов Matter, Energy, Space, Time).

Таким образом, в религиозных верованиях Саентологии можно обнаружить отголоски этих древневосточных религий. Однако Хаббард пришёл к выводу, что конечная цель этих религий, а именно духовное освобождение, знание и гармония, на практике достигалась очень редко. Размышляя о своих поездках в Азию, Хаббард отмечал, что видел многих людей, стремящихся к этой цели, но очень немногих, действительно достигших её. Хаббард считает, что религиозным маршрутам древних религий не хватало понимания «необходимости достижения цели».17 Он заключил, что современная религия должна не просто провозглашать свои духовные цели, но и предлагать практический способ их достижения.

Кроме того, у Саентологии много общего с древними нетрадиционными христианскими и иудейскими религиозными течениями, известными под общим названием «гностицизм». Как и в древнем гностицизме, Саентология учит тому, что человек — это прежде всего духовное существо, обладающее божественной душой чистого света, погружённой во тьму материального мира. Космология Саентологии определяет три главных аспекта реальности: жизненная сила, которую называют тэтой, Верховное Существо, также известное как Бесконечность, и материальная вселенная, состоящая из материи, энергии, пространства и времени, обозначаемая аббревиатурой МЭСТ (по первым буквам английских слов Matter, Energy, Space, Time). Индивидуализированная форма жизненной силы — человеческая душа, или тэтан, — попала в ловушку сил МЭСТ. Согласно космической драме Саентологии, тэтан может быть избавлен от пут физической вселенной.

В Саентологии такое освобождение тэтана считается вопросом выживания. «Восьмеричным путём» Саентологии являются «восемь динамик», представляющие собой последовательные стадии усиления и раскрытия исходного стремления к выживанию. Первые четыре динамики представляют собой «стремление к выживанию» в качестве личности, семьи, групп и всего человечества, следующие две динамики — стремление к выживанию на уровне форм жизни и физической вселенной, а седьмая и восьмая динамики олицетворяют предельную степень выживания на уровне духа и Верховного Существа. По мнению Хаббарда, «продвижение ввысь, к выживанию на более высоких уровнях, является также продвижением к Богу».18 То есть восемь динамик очерчивают не только путь освобождения духа от ограничений материального мира, но и путь достижения понимания Бога благодаря пребыванию на уровне Верховного Существа.

Как и у других религий, у Церкви Саентологии есть официальное Кредо, в котором изложены основные верования Церкви. Можно выделить четыре главных аспекта этого Кредо. Во-первых, саентологическое Кредо делает акцент на фундаментальных правах человека. Эти права обязательны на всех уровнях существования, а поэтому представляют собой неотъемлемые права человеческих душ как свободных духовных существ. Все люди имеют равные и неотъемлемые права на свободу вероисповедания и мирных собраний, свободу мысли, слова, право на жизнь, душевное здоровье, самозащиту и воспроизводство. Чтобы подчеркнуть первичность этих прав, в Кредо утверждается, что «...Никакая сила, меньшая, чем Бог, не может приостановить действие этих прав или отказать в них — открыто или скрыто». Во-вторых, в Кредо содержится заявление о том, что исцеление человеческого разума может осуществляться только духовными методами. Это убеждение сформулировано так: «Изучение разума и излечение болезней, вызванных разумом, не должны отделяться от религии, и нельзя смотреть сквозь пальцы на осуществление этой деятельности в нерелигиозных областях». В-третьих, Кредо содержит этическую жизненную установку, согласно которой «человек в основе своей хороший». В то время как эта исходная человеческая добродетель реализуется в гармоничном сосуществовании с другими, «законы Бога» запрещают совершать действия, разрушающие или уменьшающие выживание другого человека, его душевное здоровье или саму душу. И, наконец, саентологическое Кредо содержит доктрину спасения. В конце Кредо сказано: «Дух может быть спасён, и лишь дух может спасти или исцелить тело».19

Спасение, которое обещает Церковь Саентологии, не зависит от веры в принципы, перечисленные в Кредо. По мнению Хаббарда, вопрос веры как аспект религии долгое время понимался неправильно. Хаббард провёл различие между «верой во что-то» и духовной сущностью «веры» как таковой. Когда человек «верит» во что-то, будь то вероучение, церковь или спаситель, он, таким образом, отказывается от своей свободы духовного существа, помещая её под контроль кого-то другого. «Вера в» догматы какой-либо религии в конце концов приведёт к тому, что человек «пожертвует собственной вселенной». Однако вера как таковая есть состояние пребывания в духовной гармонии со вселенной и Богом. В этом смысле вера есть «...состояние полной бытийности. Когда такое состояние достигнуто, индивидуум может быть источником веры в своей собственной вселенной и может добиваться, чтобы люди верили в него».20 Саентология нацелена на достижение такой веры, не ограниченной условиями. Такая вера представляет собой несущее свободу знание, приобретаемое благодаря особым действиям, и здесь мы имеем дело больше чем просто с верой во что-то.

IV. Религиозные обряды
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ