III. ФИЛОСОФСКИЙ И ДОКТРИНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Саентология основана на работах Л. Рона Хаббарда. В качестве единственного источника Священных Книг этой религии саентологи признают труды и исследования её основателя, философа и гуманиста Л. Рона Хаббарда.

Начиная с Дианетики (см. «Дианетика: современная наука о разуме» [Dianetics, the Modern Science of Mental Health], 1950) эволюция Саентологии обнаруживает огромное сходство с большинством религий, включая христианство, иудаизм, ислам и буддизм. Её история — это история открытий или систематических «откровений» фундаментальных «философских истин», которые постепенно прогрессируют и ведут к созданию полной доктринальной системы.

При помощи Дианетики её основатель пытается освободить человека от страданий, которые разум причиняет его телу и жизни.

В течение нескольких лет Дианетика была средством, которое её последователи использовали для достижения состояния «Клир». Это состояние, которое определяется в самой книге, означает существенное продвижение в избавлении от нежелаемых страданий и возвышает человека до категории, в которой он может лучше ощущать своё духовное «я» (которое называют «тэтан»). Если мы проведём детальное исследование этого момента, то обнаружим, что мистические переживания, Нирвана и другие духовные состояния, существующие в большинстве религий, могут быть поиском того же духовного состояния, которое саентологи ищут в состоянии Клир.

Позже, исследуя случаи достижения многими людьми состояния Клир, Хаббард обнаружил, что существует чёткое доказательство существования духовного существа и, кроме того, что человек сам является духовным существом — бессмертным и обладающим огромным потенциалом, который может перечёркиваться страданиями и переживаниями «постоянной спирали» жизни, смерти старого тела, нового тела.

Он разработал духовную технологию, ведущую к «освобождению» этого существа (тэтана) от данной спирали и к возвращению ему его полного осознания и духовной свободы. Таким образом, он разработал принципы и практические способы духовного собеседования (называемого одитингом), ведущего к высшим степеням осознания и бытия, носящего название ОТ (ОТ: Оперирующий тэтан, потому что у него нет компульсии оставаться в теле и он может оперировать без тела).

Всё это подробно разъяснено в описании шагов, необходимых для прохождения пути (Моста) к «Полной свободе». Большое значение имеет тот факт, что во всех Священных Книгах делается упор на познание существом самого себя, а также жизни, Бога и взаимоотношений человека с различными вселенными, в которых он действует (материальная, или физическая, вселенная — и духовная, или тэта-вселенная).

Эти верования лежат в основе двух основополагающих видов деятельности, предпринимаемых саентологами на их пути к духовному спасению: изучения жизненных истин в соответствии со Священными Книгами Саентологии (обучение) и освобождение от страданий или заблуждений, которые не дают тэтану действовать естественно и заставляют его действовать неразумно или причинять вред как себе, так и окружающим (одитинг). (См. What Is Scientology?)

В дополнение к огромному количеству технических материалов для священников Церкви Саентологии, существует обширный набор материалов и справочных пособий для изучающих эту религию. Особо важны и описывают основные истины Саентологии следующие книги:

«Саентология: основы жизни»

«Саентология 0-8»

«Саентология 8-8008»

«Саентология: история человека»

«Дианетика 55!»

«Саентология: новый взгляд на жизнь»

«Наука выживания»

«Саентология: настольная книга»

В качестве фундаментального аспекта, саентологи определяют свою религию так: «Прикладная религиозная философия, позволяющая человеку лучше узнать себя и жизнь».

Л. Рон Хаббард разделил жизнь на восемь основополагающих проявлений, каждое из которых является импульсом к выживанию человека, его жизненной силой, направленной к цели совершенствования. Он назвал их «восемь динамик» из-за того, что они представляют собой динамические импульсы жизни:

Первая динамика — это импульс к выживанию, сохранению себя самого;

Вторая динамика — это импульс к выживанию в половом смысле: семейная пара; мужчина или женщина; воспитание и образование детей;

Третья динамика — это импульс к выживанию группы или в качестве группы, включая те группы, в которых состоит человек (друзья, бизнес, клуб, нация, раса);

Четвёртая динамика — это импульс к выживанию человечества или в качестве человечества;

Пятая динамика — это импульс к выживанию живых организмов (животные, растения) или в качестве живых организмов;

Шестая динамика — это импульс к выживанию физической вселенной или в качестве физической вселенной;

Седьмая динамика — это импульс к выживанию духовных существ или в качестве духовных существ;

Восьмая динамика — это импульс к выживанию бесконечного или в качестве бесконечного. Для саентологов это динамика Высшей Сущности или Бога.

В этих восьми проявлениях жизни содержатся области, в которых человек, чтобы достигнуть духовного усовершенствования, должен совершенствоваться духовно и действовать, сохраняя этику поведения (не наносящую вред динамикам). Саентологи определяют добро и зло как функцию, приносящую пользу или вред динамикам. Абсолютное добро — это то, что помогает всем динамикам, а абсолютное зло — то, что им всем приносит вред. Конечно же, существуют промежуточные степени добра и зла, расположенные по градуированной шкале в зависимости от той степени, в которой они больше или меньше приносят пользу или вред некоторым из динамик, принимая во внимание тот факт, что все динамики обладают одинаковой степенью важности. (См. «Введение в саентологическую этику».)

Интерес к этике и моральным аспектам имеет важнейшее значение в доктрине Саентологии. Трудно подсчитать, сколько раз эти концепции упоминаются в различных справочных пособиях. Также существуют публикации, полностью посвящённые данному вопросу, такие, например, как уже упоминавшиеся выше, или такие как: «Дорога к счастью», «Кодекс чести», «Кодекс одитора» и «Кодекс саентолога». (См. «Настольная книга для преклиров».)

Они чувствуют, что их возможности увеличиваются, их восприятие улучшается, и что они получают новые знания о себе, о жизни и о Боге.

Принимая во внимание тот факт, что для саентологов человек является духовным и бессмертным созданием, его поведение в каждой из его различных жизней имеет огромное значение не только для пользы его динамик, но и для возможности достичь полного духовного совершенства. «Мы находимся в этом мире для того, чтобы добиться своего собственного спасения», — говорит Л. Рон Хаббард в видеофильме «Введение в Саентологию».

Сами саентологи заявляют, что они реально совершенствуются и испытывают духовную свободу как через обучение, так и через духовные собеседования (одитинг). Они описывают свои «победы» как реальное избавление от массы, конфликтов, невежества и нежелаемых отношений и чувств. Они чувствуют, что их возможности увеличиваются, их восприятие улучшается, и что они получают новые знания о себе, о жизни и о Боге.

В «Кредо Церкви Саентологии» представлена система верований, которая объединяет верующих с высшим смыслом жизни. Это кредо подчёркивает достоинство человека, его неотъемлемые и неоспоримые права; оно говорит о естественном братстве людей и признаёт духовную природу человека в его стремлении к бесконечности, предоставляя Богу исключительное «право» действий в отношении свободы и мудрости людей.

Вместе с тем кредо чётко определяет предназначение ритуалов одитинга и обучения как средства достижения духовного спасения. Это основная идея, которую саентологи пропагандируют в своём кредо.

IV. Ритуальный или мистический аспект
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ