II. КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ

Теологическая традиция не даёт нам достаточного количества средств для анализа объективных характеристик, определяющих религию и обособляющих её от других типов верований, идеологий или социальных групп.

Поэтому нам необходимо привлечь концепции и современные обоснования, которые позволят нам использовать научный подход к феномену религии, не забывая при этом, что религия — это индивидуальный и сокровенный опыт духовности, суть которого невозможно определить распространенными теориями других общественных наук.

Как подчеркивают известные теологи, в частности Леонард Бофф (Leonard Boff) и Ганс Кунг (Hans Kung), такой подход, сочетающий в себе терпимость и межрелигиозный диалог, является сложной задачей и в то же время абсолютной необходимостью в современном обществе.

Религию можно рассматривать точно таким же образом, каким определяется и само слово религия (от латинского re-ligare: «объединять» или «объединять заново»): как общность людей, объединённых верой, установившимся порядком или формой отправления религиозных обрядов. Конечно, эта общность должна быть объединена поиском «божественного» и определяться способами решения проблем, возникающих в жизни человека. Именно поэтому в истории религий много говорится об опыте и личном контакте со «священным».

Возвышенные концепции достоинства человека, знания и признания понятия «священного» не принадлежат исключительно христианской религии. Они являются сутью всех религий. Это признаёт даже Совет Ватикана II (Vatican Counsel II) в своем документе под названием Dignitatis Humanae («Достоинство человека»), посвящённом вопросам религиозной веры и плюрализма.

В мире существуют также и другие религиозные феномены, например, буддизм и джайнизм, которые, несмотря на то, что в них отсутствует идея Бога в качестве денотата, все же практикуют форму почитания и поклонения «священному божеству» в качестве общего элемента, со свойствами более общего характера, чем у «конкретных богов» христианства, ислама или иудаизма.

Поддержание унитарной концепции религии, основанной исключительно на личном опыте и исключающей другие особенности, не может быть ничем другим, кроме как формой фундаментализма, не соответствующей элементарному критерию свободы вероисповедания.

Таким образом, религия является абсолютной необходимостью, составляющей жизни человека, необходимость в которой человек ощущает в связи со стремлением «общения с бесконечным»; это источник того, что поддерживает человека и от чего человек во многом зависит.

Эту идею как нельзя более точно выражают слова Макса Мюллера о том, что «тот, кто знает только одну религию, не знает ни одной». Сам Дюркгейм даёт ключ к пониманию данного феномена: «…Религия является универсальным феноменом, который проявляется во всех известных цивилизациях...»

Использование известных моделей для попыток объяснения неизвестного является привычной практикой. Данная методика часто чрезмерно используется исследователями социальных проблем. Злоупотребление сравнительным анализом без сомнений приводит к слепоте в отношении норм поведения, веры или опыта, которые не могут быть объяснены иначе как через самих себя, исключая любые другие факторы и их подобия.

Религия, несомненно, является поиском, присущим человеку, который он предпринимает с целью постичь «бесконечное»; она является устремлённостью и попытками живого существа в отношении нереализованного стремления к бесконечности. Таким образом, религия является абсолютной необходимостью, составляющей жизни человека, необходимость в которой человек ощущает в связи со стремлением «общения с бесконечным»; это источник того, что поддерживает человека и от чего человек во многом зависит. Несомненным доказательством тому является антропологический анализ, в ходе которого для учёных определяющим фактором в понимании социальных и индивидуальных норм поведения в обществе является наличие или отсутствие различных религиозных убеждений.

Чтобы понять религию, подобную Саентологии, необходимо оценить её самые разнообразные аспекты, на которые указывают современные эксперты по данному вопросу (см. Брайан Уилсон «Социальный аспект сектантства» [The Social Dimension of Sectarianism], 1990, и Айлин Баркер «Новые религиозные движения: взгляд на общество» [New Religious Movements: A Perspective to Understand Society], 1990). Основываясь на перечисленных ниже аспектах, я выбрал среди множества возможных подходов те, которые представляют собой объективный и научный взгляд на данный вопрос:

1. Философский и доктринальный аспекты. Сюда включается полный комплекс верований, священных книг и доктрин, вмещающий в себя три фундаментальные части религиозного знания: Высшая Сущность, Человек и Жизнь.

2. Ритуальный аспект. Сюда входит вся совокупность обрядов, ритуалов и религиозных обычаев в применении к религиозному феномену, практикуемому саентологами.

3. Экуменический организационный аспект. Этот аспект чрезвычайно важен, поскольку при его помощи определяется разделительная линия между формирующимися религиями и верованиями и теми, которые уже полностью оформились и развились.

4. Аспект предназначения или конечной цели. Определение смысла жизни и конечного достижения духовной задачи, которое ведёт к цели, предлагаемой Саентологией своим прихожанам.

III. Философский и доктринальный аспекты
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ