III. ИССЛЕДОВАНИЕ САЕНТОЛОГИИ

Этот раздел посвящён исследованию Саентологии на предмет наличия в ней аспектов религии, описанных выше. Для удобства рассмотрения изменим порядок, в котором эти аспекты религии рассматривались выше.

III.I. Вероучение и философия

В книге «Саентология: настольная книга» сказано:

«Вот основные принципы Саентологии: Вы являетесь бессмертным духовным существом. Ваш опыт простирается на гораздо более продолжительный период, чем одна человеческая жизнь. И ваши способности неограничены, даже если вы не сумели реализовать их в настоящее время».

Таким образом, в Саентологии постулируется существование сущности, имеющей большое сходство с тем, что в других религиях называют душой или духом.

Таким образом, в Саентологии постулируется существование сущности, имеющей большое сходство с тем, что в других религиях называют душой или духом. Чтобы избежать путаницы с прежними представлениями о душе, в Саентологии эта сущность называется «тэтан». Это слово образовано от греческой буквы theta (θ), символа мысли и жизни. Тэтан не является предметом и не является разумом. Он создатель вещей. Это сам человек — неуничтожимая личность, индивидуум. Утверждается, что тэтан бессмертен и имеет неограниченные способности, включая способность создавать материю, энергию, пространство и время («Саентология: настольная книга», стр. lxiii; «Саентология: основы жизни», стр. 65–67).

Доктрина Саентологии говорит, что

Обычное местопребывание тэтана — внутри черепа или вблизи тела. Тэтан может быть в одном из четырёх состояний.

1. Во-первых, он может быть полностью отделён от тела или тел — или даже от этой вселеннной.

2. Во-вторых, он может быть рядом с телом и осознанно его контролировать.

3. В-третьих, он может быть в теле внутри черепа.

4. И, в-четвёртых, он может быть в состоянии инверсии, когда он под действием компульсии находится на расстоянии от тела и не может к нему приблизиться.

Каждое из этих четырёх состояний может проявляться в различной степени. Наиболее оптимальным из них, с точки зрения человека, является второе («Саентология: основы жизни», стр. 66–67).

Саентология утверждает, что состояние тэтана может ухудшаться, но он в любой момент может вернуть себе свои способности во всей полноте. В Саентологии одна из целей «процессинга» или «одитинга» — привести индивидуума во второе состояние из вышеописанных, — состояние, в котором, согласно Саентологии, он более счастлив и способен, чем был бы иначе («Саентология: основы жизни», стр. 67). Позже в одном из разделов об этом будет сказано больше. В настоящее время достаточно отметить, что основополагающий элемент доктрины Саентологии — это то, что человек состоит из трёх частей: тела, организованной материи; разума, по существу, состоящего из картинок; и тэтана — души или духа, оживляющих тело и использующих разум, как систему общения и управления между собой и физической вселенной. Тэтан — самая главная из этих трёх частей, «Ибо без тэтана в теле не было бы разума и жизни. В то же время без тела или разума жизнь в тэтане тем не менее существует» («Саентология: основы жизни», стр. 65–74 и  «Саентология: настольная книга», стр. lxxxv).

Саентология также определяет восемь динамик — побуждений или импульсов к существованию или выживанию. Хотя есть относительно малозначительные отличия в том, как они описаны или обозначены в саентологической литературе (см. книгу «Саентология 0-8: книга основ», стр. 89–100; «Саентология: основы жизни», стр. 37–39; What Is Scientology?, стр. 153–155; «Саентология: настольная книга», стр. 51–71), эти динамики кратко описываются следующим образом:

1. Стремление к существованию в качестве самого себя.

2. Стремление к существованию в качестве будущего поколения.

3. Стремление к существованию в качестве группы, такой как школа, город или страна.

4. Стремление к существованию человечества как вида.

5. Стремление к существованию абсолютно всех форм жизни.

6. Стремление к существованию в качестве физической вселенной, состоящей из материи, энергии, времени и пространства.

7. Стремление к существованию духовных существ или в качестве духовных существ.

8. Стремление к существованию в качестве бесконечности или Верховного Существа.

В Дианетике Л. Рон Хаббард указал первые четыре из этих динамик. В Саентологии он добавил остальные четыре. Учитывая то, что уже сказано о саентологическом представлении о духе (тэтане), постулирование 7 и 8 динамик в Саентологии имеет чётко религиозный характер. Л. Рон Хаббард сам заявляет, что «бесконечность» в Восьмой динамике также определяется как Верховное Существо и что эта динамика может быть обозначена как «динамика Бога» («Саентология: основы жизни», стр. 39). Он отмечает, что «Саентология охватывает динамики с первой по седьмую; это та область, которая ей известна и явления в которой были продемонстрированы научными методами и систематизированы» и «только достигнув Седьмой динамики во всей её полноте, он откроет истинную Восьмую динамику» («Саентология: основы жизни», стр. 39 и стр. 40).

В кредо Церкви Саентологии дважды упоминается Бог. После перечисления различных неотъемлемых прав всех людей в кредо утверждается, что «никакая сила, меньшая, чем Бог, не может приостановить действие этих прав или отказать в них — открыто или скрыто». Позже в кредо утверждается, что законы Бога запрещают человеку поступать определённым образом разрушительно по отношению к человеческим существам. Больше Бог никак не характеризуется в кредо.

Другая официальная публикация, книга The Background and Ceremonies of the Church of Scientology («Истоки и церемонии Церкви Саентологии») начинается с краткого рассказа о различных религиозных философиях с указанием тех моментов, в которых отмечается сходство с Саентологией. В ней говорится:

В Саентологии мы полагаем, что по мере роста нашего духовного осознания мы неизбежно будем лучше осознавать Бога или Верховное Существо — неподвижный перводвигатель.

Неизбежно любая дефиниция слова «Бог» должна быть субъективной, и мы не пытаемся дать дефиницию Бога как чего-то реального для всех людей. Полностью осознавать Бога во всех его проявлениях было бы возможно, теоретически, лишь достигнув более высокого духовного состояния (The Background and Ceremonies of the Church of Scientology of California, World Wide, 1970, стр. 22).

Представление о Боге как о неподвижном перводвигателе повторяется в другой части этой публикации, где говорится: «Создатель или Верховное Существо» (стр. 10), «творец этой Вселенной» (стр. 27) и «взаимосвязь человека и его создателя» (стр. 16).

Таким образом, хотя в Саентологии утверждается, что Бог, Верховное Существо, существует, в ней нет никакого догмата о форме существования Бога. Тем не менее, саентологи верят, что в процессе духовных достижений в Саентологии каждый человек может вступить в контакт с Восьмой динамикой, или динамикой Бога, и тогда истинная природа Бога каждому откроется субъективно.

Таким образом, Саентология в некоторых отношениях подобна тем религиям, например буддизму или унитарианству, которые не спешат давать догматичные дефиниции или описания Бога. В Саентологии нет поклонения Богу в традиционном западном смысле. Скорее, как и во многих восточных религиях, саентологи стремятся к личному духовному осознанию и просвещению. Как станет очевидно в следующем разделе, есть и другие аспекты, в которых Саентология ближе к основным религиям Востока, нежели Запада.

III.II. Повествования и мифы

Тот аспект религии, который образуют повествования и мифы, представлен в работах Л. Рона Хаббарда, посвящённых возникновению материальной вселенной, состоящей из материи, энергии, пространства и времени (сокращённо МЭСТ — от английского сокращения для Matter, Energy, Space and Time). Хаббард утверждает, что «жизнь — это игра. Игра состоит из свободы, барьеров и целей» («Саентология: основы жизни», стр. 54). Чтобы иметь игру, тэтаны создали материальную вселенную МЭСТ, которая наложила на них некоторые ограничения. Затем тэтаны постепенно стали запутываться во вселенной МЭСТ, которую они же и создали, утрачивая при этом осознание своих безграничных способностей. Цель Саентологии — дать возможность тэтану заново открыть для себя свои безграничные способности. Достижение этой цели включает стирание содержимого так называемого «реактивного ума» — части разума, в которой регистрируется всё, что происходит с человеком, когда он находится в состоянии полной или частичной бессознательности и при этом испытывает физическую боль или эмоциональную травму, как, например, после несчастного случая или под действием наркоза. Как утверждается в Саентологии, восприятия всего, что говорится или делается в непосредственной близости от человека во время этих травматических инцидентов, записываются в реактивном уме в виде инграмм.

Согласно учению Хаббарда, инграммы накапливаются не только в ходе нынешней человеческой жизни, но также и на протяжении предыдущих жизней. В книге Have You Lived Before This Life? («Жили ли вы до этой жизни?», стр. 1) он утверждает, что «существование прошлых жизней в Саентологии доказано», и представляет множество рассказанных людьми историй о событиях из прошлых жизней. В предисловии к книге «Саентология: история человека» (стр. 3) Хаббард пишет о том, что «в этой книге беспристрастно излагаются факты, касающиеся вашего существования на протяжении последних 76 триллионов лет». Он также пишет (стр. 4 и стр. 5), что когда он ограничивался одитингом нынешней жизни человека, положительные результаты у людей, страдающих психическими или физическими заболеваниями, достигались медленно и были посредственными. Когда же он одитировал по «полному траку», включая прошлые жизни, результаты достигались стремительно и были весьма впечатляющими. В книге Mission into Time («Миссия во время») (первоначально издана под названием A Test of Whole Track Recall — «Проверка рикола полного трака») он рассказывает о времени, когда он был моряком в Карфагене примерно в 200 г. до н.э. Более того, он пишет (стр. 69): «Я знаю наверняка, где и кем я был в последние 80 триллионов лет». Хаббард также утверждает, что в одитинге он открыл свой полный трак, и что на этом полном траке модели устройства общества постоянно повторяются. Так, например:

Примерно 33 триллиона триллионов лет тому назад существовало общество, которое не слишком отличалось от общества приблизительно 1920 года, но с рококо 19 века... что-то вроде мотива с комнатными пальмами в горшках, фетровые шляпы, такая же одежда, различные вывески. Эффектные джентльмены в рубашках в широкую полоску. Спустя много времени в том же самом месте была арабская цивилизация, которая ничего не знала об автомобилях, о механизмах, но там была масса минаретов, тюрбанов и мешковатых штанов («Миссия во время», стр. 74).

Описания, подобные тем, что приводятся выше, составляют повествования или мифы Саентологии. Вера в прошлые жизни имеет общие черты с учениями индуизма и буддизма о реинкарнации, хотя саентологи в большинстве своём не используют этот термин для описания своих убеждений. В недавней работе о Саентологии, используемой как официальный источник, говорится:

Сегодня в Саентологии многие люди обрели уверенность, что они жили и до этой жизни. Эти жизни называют прошлыми жизнями, а не реинкарнацией.

Прошлые жизни — это не догма Саентологии, но, как правило, саентологи во время одитинга сталкиваются с прошлыми жизнями, и тогда они сами узнают, что жили раньше (What Is Scientology?, стр. 643).

Основной акцент в повествованиях или мифах Саентологии, таким образом, делается на деятельности и опыте тэтана в прошлом, было ли это связано с созданием материи, энергии, пространства и времени или со значимыми событиями, которые, как считается, повлияли на тэтана в этой или в предыдущей жизни. Ещё одной темой повествований являются изложения в различных саентологических публикациях историй из жизни Л. Рона Хаббарда, авторитетном источнике учения и практики Саентологии.

III.III. Религиозная практика и ритуалы

Центральное место в Саентологии занимают особые религиозные практики, главной из которых является «одитинг» или «процессинг». Эта практика состоит в личном общении, происходящем между одитором, официально уполномоченным проводить одитинг (т. е. священником Церкви Саентологии или обучающимся на священника), и человеком, который хочет благодаря одитингу получить улучшения. Цель одитора — помочь другому человеку, который называется «преклир», обнаружить и стереть оказывающие на него негативное влияние отпечатки (инграммы) прошлого опыта. Во время сессии одитинга, которая обычно длится до 2,5 часов, одитор задаёт преклиру в определённой последовательности ряд вопросов и даёт подтверждение каждому полученному ответу, прежде чем задать следующий вопрос. В ходе этого процесса одитор использует электропсихометр (Е-метр), чтобы облегчить поиск и обнаружение областей духовных страданий или трудностей. Существует множество процессов одитинга, каждый из которых разработан так, чтобы помочь преклиру улучшить свою способность быть лицом к лицу и справляться с различными ситуациями в жизни. Когда в определённой области жизни человека достигаются удовлетворительные результаты, переходят к проведению процессов одитинга в другой области жизни. Конечной целью, требующей много сессий одитинга, является достижение новых состояний существования, которые называются Клир и Оперирующий Тэтан. Мы остановимся подробней на этих состояниях в разделе, посвящённом религиозным переживаниям.

Хотя одитинг в Саентологии имеет некоторое сходство с исповедью и пастырскими беседами в некоторых других религиях, он обладает собственными уникальными чертами и проводится по особой процедуре. Кроме того, религиозное значение этих процедур одитинга трактуется особым образом. Саентологи утверждают, что одитинг эффективен, как ничто другое. В соответствии с данными официальной публикации:

Технология одитинга абсолютно точна, нет никаких случайных результатов или бессистемного применения. Сессия одитинга — это не период блуждания по свободным ассоциациям. Каждый процесс разработан очень точно и должен использоваться так же точно, и каждый процесс даёт совершенно определённый результат, если проводить его правильно.

Саентологический одитинг может вывести любого человека из состояния духовной слепоты и подарить ему величайшую радость существования как духовного существа (What Is Scientology?, стр. 164).

Другая фундаментальная практика Саентологии называется обучение. Оно включает в себя систематическое изучение и применение аксиом и принципов Саентологии, сформулированных Л. Роном Хаббардом. Есть много таких программ по обучению, от вводных курсов, на которых даются основные принципы, до более продолжительных курсов, на которых обучают профессиональных одиторов, и до ещё более продвинутых курсов, на которых работают с высшими уровнями духовного осознания и способностей.

Есть специально отведённые места для прохождения этих программ, где люди изучают предписанные материалы и применяют их на практике, работая в своём собственном темпе под общим руководством обученных супервайзеров курса (священников). Так же как одитинг считается саентологами необходимым для достижения состояния Клир и выше, обучение считается необходимым, если человек хочет сохранять достигнутое и двигаться выше состояния Клир. Хотя содержание такого обучения характерно лишь для Саентологии, цели, которым служит такое обучение, как полагают саентологи, аналогичны тем целям, которым, как заявляется, служат различные духовные упражнения и образовательные программы в других религиях.

Практика и ритуалы Саентологии содержат и другие элементы в некоторых отношениях подобные тем, что можно найти в других религиях. В воскресной службе в церкви Саентологии, есть что-то, похожее на то, что можно было бы найти в Унитарианской универсалистской церкви. Проповедь обычно посвящена какому-то аспекту Саентологии, такому как одна из её аксиом, некоторым из аспектов её кодексов или одной из восьми динамик. Может произноситься кредо Церкви Саентологии и Молитва о полной свободе. Как и другие религиозные конфессии, Церковь Саентологии проводит переходные обряды, такие как церемонии наречения, венчания и похорон. По причине наличия доктрины о прошлых жизнях, церемонии наречения имеют особое значение в Саентологии.

III.IV. Религиозные переживания и опыт

Как уже отмечалось, главной целью Саентологии является помочь людям достичь состояния Клир. Это достигается благодаря стиранию всех инграмм, а значит, и всего «реактивного ума». Согласно учению Саентологии, становясь Клиром, человек восстанавливает и укрепляет свою индивидуальность, способность к созиданию, а также присущие ему изначально добродетель и порядочность. Рассказы людей, достигших состояния Клир, представленные в книге (What Is Scientology?, стр. 364–365), столь же эмоциональны, как и рассказы первых христиан о том, какие чудесные изменения произошли в их жизни после встречи с Христом. Саентологи утверждают, что состояния Клир нельзя было достичь до появления Саентологии.

В нашей культуре не существует подходящего описания, которое бы полностью передало всё величие состояния Клир. К этому состоянию стремились в течение долгого времени, но достижение его было невозможным без исследований и открытий, сделанных Л. Роном Хаббардом, и ставших прорывом в этой области. И не имеет значения, как велики могли быть способности человеческого существа, каким могуществом и силой оно могло обладать, реактивный ум всё равно присутствовал и, находясь в скрытом состоянии, в конце концов вновь разрушал человека. Состояние Клир сегодня действительно существует, и любой человек может его достичь. Тысячи саентологов по всему миру являются Клирами, и каждый день к ним присоединяются всё больше людей (What Is Scientology?, стр. 245).

В своём заявлении о том, что спасение, которое она предлагает, уникально, Саентология, как это ни парадоксально, похожа на авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам.

Кроме того, Саентология учит, что после достижения состояния Клир можно продолжать движение к ещё большим высотам духовной свободы — различным уровням Оперирующего тэтана (ОТ). «Оперирующий тэтан» определяется как состояние выше Клира. В этом состоянии Клир «может заново обрести изначально присущие ему способности». Оперирующий тэтан — это «причина над жизнью, мыслью, материей, энергией, пространством и временем, осознающая себя причиной и желающая быть ею» (What Is Scientology?, стр. 247 и стр. 274). В этом контексте «оперирующий» означает «способный действовать и управлять объектами» («Саентология 0-8», стр. 432). Когда это состояние полностью достигнуто, тэтан способен осуществить всё, что угодно («Саентология: настольная книга», стр. lxxxv). Поэтому утверждается, что давно утерянные способности тэтана восстанавливаются по мере движения человека по уровням ОТ, и в конце концов тэтан достигает стадии полного осознания, полной памяти и способности духа, не зависящего от плоти, свободного от бесконечного цикла рождения и смерти (What Is Scientology?, стр. 247). Это состояние имеет некоторые сходства с тем, что буддисты называют нирваной.

Путь, по которому саентологи систематично движутся к наивысшему уровню осознания — Полной Свободе — называется «Мост». Различные публикации по Саентологии содержат таблицу, содержащую последовательность шагов, которым должен следовать человек, чтобы достичь этой цели, и характеристики осознания, связанные с каждой из этих стадий. Саентологи утверждают, что их опыт подтверждает эффективность этого маршрута, проложенного Л. Роном Хаббардом, и что Саентология — это кульминация религиозной традиции, которая простирается по меньшей мере на десять тысяч лет назад и приходит к нам через буддистские, индуистские и ведические писания, а также частично через кельтские, греческие и раннехристианские учения («Лекции в Финиксе», главы 1-3, «Саентология: настольная книга», стр. lxxxix).

III.V. Этический аспект

Саентология учит, что продвижение по Мосту требует соблюдения высоких моральных и этических стандартов, и вместе с этим, по мере продвижения, возрастает способность соблюдать эти стандарты. Таким образом, в книге «Введение в саентологическую этику» Л. Рон Хаббард заявил (стр. vii), что важным достижением в Саентологии стала разработка «основ технологии этики».

Хаббард употребляет термин «мораль» как свод правил хорошего поведения, которому люди договорились следовать (стр. 25), в то время как этику он определяет как «действия, которые человек предпринимает по собственному усмотрению, чтобы достичь наибольшего выживания для себя и других по всем восьми динамикам» (стр. 18). Хаббард делает акцент на рациональности этичного поведения: «Этика в действительности представляет собой рациональность, направленную на наивысший уровень выживания» (стр. 18), «Если бы моральный кодекс был полностью разумным, он мог бы считаться вместе с тем и полностью этичным. И только на таком высочайшем уровне можно эти два понятия полностью отождествить» (стр. 25).

По мере развития Саентологии в ней был разработан ряд кодексов поведения, применимых к особым ситуациям. Один из них — Кодекс одитора, ряд обещаний, которые должен исполнять одитор, чтобы поддерживать профессиональные стандарты. Другой — это кодекс супервайзера, который определяет принципы поведения людей, которые следят за правильностью обучения в Церкви Саентологии. Существует также Кодекс чести, который является рядом принципов, относящихся к более широкой сфере, применимых к человеческим взаимоотношениям. Кроме того, есть Кодекс саентолога, в котором содержатся правила поведения, ориентированные на соблюдение прав человека и распространение Саентологии по всему миру (What Is Scientology?, стр. 730–737).

В Саентологии есть собственная терминология для обозначения поведения, причиняющего вред или нарушающего моральный кодекс, с которым человек согласился. Такое поведение называется «овертом». Оверт, который человек прячет или отрицает, называется «висхолдом». В ходе одитинга внимание, в частности, уделяется овертам и висхолдам, с которыми преклиру нужно разобраться.

На более общем уровне Саентология рассматривает добро как «созидательное действие, способствующее выживанию» («Введение в саентологическую этику», стр. 21). Поскольку созидание может включать какое-то разрушение, первое должно превосходить последнее, чтобы что-то считалось хорошим. И наоборот, более разрушительное, нежели созидательное, по определению является злом.

С помощью этих определений Саентология даёт средства, с помощью которых человек может постепенно поднять свой этический уровень и таким образом повысить выживание по каждой из восьми динамик. В «технологии этики» указано двенадцать «этических состояний» или состояний и предоставлены точные шаги или формулы, с помощью которых человек может переходить из одного состояния в другое, более высокое. На самом нижнем уровне состояние замешательства, в котором только беспорядок и нет ничего созидательного. На самом высоком уровне, в состоянии Могущества, практически ничто не может угрожать выживанию. Между этими двумя крайними состояниями есть различные состояния, расположенные по порядку: Предательства, Врага, Сомнения, Помехи, Несуществования, Опасности, Чрезвычайного положения, Нормальной деятельности, Изобилия и Смены власти («Введение в саентологическую этику», главы 4 и 6).

Хотя саентологи используют термин «этика» с некоторыми смысловыми оттенками, которые отличаются от тех, что преобладают в западных философских работах, очевидно, что этика является фундаментальной частью Саентологии. Также имеет отношение к этому разделу брошюра «Дорога к счастью», написанная Л. Роном Хаббардом в качестве «нерелигиозного морального кодекса, основанного исключительно на здравом смысле». Хотя двадцать одно наставление, изложенное в этой брошюре, не предназначено исключительно для саентологов, эти наставления принимаются саентологами как часть их морального кодекса. Запрещены неразборчивость в сексуальных связях, убийства, кражи, противозаконные действия и причинение вреда людям доброй воли. Предписывается заботиться о себе; проявлять воздержанность; любить детей и помогать им; уважать родителей; подавать хороший пример; говорить правду; поддерживать правительства, созданные и работающие на благо всех людей; охранять и улучшать окружающую среду; быть достойным доверия; выполнять обязательства; быть трудолюбивым; повышать компетентность; уважать религиозные верования других людей; стараться не делать другим того, чего вы не хотели бы себе самому; стараться поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами; и достигать успеха.

В качестве практического выражения такого рода моральных принципов, учреждения, основанные Церковью Саентологии, активно проводят антинаркотические кампании, занимаются отлучением наркоманов от приёма наркотиков и перевоспитанием преступников, ликвидацией неграмотности и помощью в обучении, улучшают окружающую среду, оказывают помощь при бедствиях и защищают права человека.

III.VI. Социальный и институциональный аспект

Церковная структура церкви Саентологии построена в виде иерархии, которая соответствует уровням, описанным в таблице «Мост к полной свободе». На самой нижней ступени иерархии находятся полевые одиторы и дианетические группы. В одиночку или в составе группы полевые одиторы могут предоставлять одитинг и вводные религиозные услуги, соответствующие их уровню обучения и полученным разрешениям на предоставление. Таким образом, люди, которые познакомились с Саентологией, могут быть направлены на Мост в ближайшую к ним организацию Класса V для дальнейшего прохождения одитинга и обучения.

Саентологические миссии составляют второй уровень церковной иерархии. Подобные миссии часто располагаются в местах, где Саентология ещё не достаточно обосновалась. Они предоставляют вводные дианетические и саентологические религиозные услуги. Так как у миссий нет статуса церкви, они не могут обучать и посвящать в сан саентологических священников. Однако, от них ожидается, что по мере того, как они будут увеличиваться в размере и набирать квалифицированный персонал, они в скором времени станут полностью экипированной саентологической церковью (Организацией Класса V).

Организации Класса V находятся на третьем уровне иерархии саентологических организаций. Они имеют право предоставлять одитинг и обучение до уровня Клир. Они руководят деятельностью полевых одиторов и миссий, предоставляют базовое обучение для священников, а также являются центрами проведения прочих саентологических церемоний и служб, о которых говорилось в предыдущих главах. Организации Класса V являются местом ежедневного предоставления центральных религиозных услуг, предлагаемых Церковью Саентологии.

В четырёх крупных городах в разных частях света есть церкви более высокого уровня, которые предлагают более продвинутый саентологический одитинг и обучение. Обычно занятия в этих организациях проходят очень интенсивно и в течение целого дня. Очень часто в этих организациях проходят подготовку сотрудники местных церквей, чтобы затем вернуться в свои церкви и продолжить служение в качестве священников Церкви Саентологии.

Обслуживающая организация Флага, расположенная в городе Клируотер штата Флорида, находится на ещё более высоком уровне. В этом религиозном пристанище на различных языках предоставляются продвинутый одитинг и самые высокие уровни одиторского обучения.

Высший уровень саентологического одитинга предоставляется на корабле «Фривиндз», базирующемся в Карибском море. На этом корабле размещается Обслуживающая организация флагманского корабля церкви Саентологии, которая также предоставляет помещения для конференций, семинаров и специализированных курсов, на которых собираются саентологи из разных частей мира.

Управление деятельностью Церкви Саентологии по всему миру поручено церковным органам управления, расположенным в Лос-Анджелесе. Международный исполнительный директор имеет в подчинении одиннадцать старших руководителей, каждый из которых контролирует конкретную область деятельности или функцию церкви. Бюрократическая структура Международной Церкви Саентологии имеет некоторое сходство со структурой Римско-католической церкви, хотя задачи различных должностей в Международной Церкви Саентологии характерны именно для Саентологии, так как в них отражены организационные и административные теории, выдвинутые Л. Роном Хаббардом.

В Церкви Саентологии особый упор делается на обеспечении того, чтобы процедуры, используемые в одитинге и религиозном обучении, выполнялись точно в соответствии с указаниями Л. Рона Хаббарда. Его труды по Саентологии называют Писанием. Эти труды таким образом выполняют определённые функции, аналогичные тем, которые имеют священные писания в других религиях. Конечной инстанцией в отношении правильности теории и практики в Саентологии является Центр религиозной технологии, основанный Л. Роном Хаббардом специально для этого.

В соответствии со своей верой в то, что они являются бессмертными духовными существами, некоторые члены Церкви Саентологии подписывают клятву о вечном служении Саентологии и её целям. Эти люди являются членами религиозного ордена, известного как Морская организация. Они носят характерную форму и обычно живут совместно. Здесь опять-таки есть очевидные сходства с религиозными орденами некоторых религий.

III.VII. Материальный аспект

Подобно мечетям в Исламе, церквям в Христианстве, храмам в Буддизме, Индуизме и Иудаизме, церкви Саентологии обычно украшены характерными религиозными символами. Среди этих символов особенно выделяется один, состоящий из двух наложенных друг на друга треугольников, в которые вплетена буква «S», обозначающая Саентологию. Треугольники символизируют фундаментальные элементы учения Саентологии. Вершины одного из треугольников обозначают Аффинити, Реальность и Общение. Согласно учению Хаббарда, вместе эти три элемента образуют понимание. Вершины другого треугольника обозначают Знание, Ответственность и Контроль. Считается, что эти компоненты жизненно необходимы во всех аспектах человеческой жизни.

Ещё один распространённый символ Саентологии — крест в лучах солнечного света. Он похож на крест христианских церквей, но с добавлением ещё четырёх лучей, идущих от центра креста. Таким образом, получается, что 8 лучей саентологического креста представляют собой восемь динамик, упомянутых выше. Такой крест обычно носят священники саентологических церквей.

Другие официальные символы представляют Дианетику, членство в Морской организации, достижение состояния Оперирующий тэтан и членство в отделении 6 (отделение по работе с публикой Церкви Саентологии). Использование этих и других зарегистрированных символов тщательно контролируется Центром религиозной технологии.

Другая часть материального аспекта Саентологии — это Е-метр, который описан в саентологических публикациях как «устройство, которое имеет религиозное назначение и используется при проведении исповеди в Церкви». Е-метр — это неотъемлемая часть технического оснащения при проведении одитинга, который, в свою очередь, является фундаментальной деятельностью в Саентологии.

Также частью материального аспекта Саентологии является множество публикаций, начиная с таких бестселлеров, как книга «Дианетика», и заканчивая томами серии «Исследования и открытия», начиная с книги «Понимание Е-метра» и заканчивая книгой «Истоки и церемонии Церкви Саентологии», начиная с книги «Дорога к счастью» и заканчивая почти 3000 записанными на плёнку лекциями Л. Рона Хаббарда. Как уже упоминалось, религиозные публикации Л. Рона Хаббарда составляют Писание Саентологии. Распространение этих публикаций рассматривается Церковью Саентологии как средство достижения главной цели Л. Рона Хаббарда — привести всю планету в состояние Клир.

IV. Заключение
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ