Формирование, регистрация и признание религиозных юридических лиц

Организация Объединённых Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский суд по правам человека и связанные с ними региональные организации уже давно осознали важность правосубъектности и наличия организационной структуры у религиозных организаций в качестве части их права на свободу религии или убеждений.

Когда речь идёт о праве на свободу религии или убеждений, чаще принимается во внимание право отдельных людей иметь и исповедовать свою религию в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Но если поразмыслить, становится очевидно, что люди не могут в полной мере реализовать своё право на свободу религии, если только им не разрешено формировать юридические структуры для того, чтобы организовывать свои религиозные сообщества и управлять ими.

Законы, регулирующие создание, функционирование, регистрацию и признание религиозных сообществ, жизненно важны для таких сообществ. Без какого-либо статуса в качестве юридического лица, религиозное сообщество не может осуществлять самые элементарные действия, например, владеть местом богослужения или арендовать его, использовать банковский счёт, нанимать сотрудников, договариваться об услугах, публиковать и распространять религиозные тексты, осуществлять просветительскую деятельность и создавать общественные центры для оказания благотворительных услуг.

Законы, регулирующие доступ к правосубъектности, должны быть организованы таким образом, чтобы способствовать свободе религии или убеждений. Как минимум основные права, связанные с правосубъектностью, должны быть легко доступны. [28] Государствам следует обеспечить, чтобы процедуры получения правосубъектности и регистрация религиозных объединений осуществлялись быстро, были прозрачными, справедливыми, всеохватными и недискриминирующими. [29]

Отрицание доступа к такому статусу представляет собой серьёзное и недопустимое бремя для права на свободу религии. [30] Именно поэтому законы, регулирующие юридическую регистрацию религиозных организаций, являются важным критерием для оценки состояния религиозной свободы в том или ином государстве.

Во многих случаях подобные законы использовались в качестве способа ограничить деятельность религиозных сообществ, а не для того, чтобы способствовать религиозной свободе. Законы, которые обязывают религиозные организации осуществлять регистрацию в качестве таковых и вводят уголовное наказание за незарегистрированную религиозную деятельность, являются драконовскими мерами, используемыми для подавления религиозной свободы в нарушение прав человека.

Такие методы неизменно осуждались Комитетом по правам человека ООН, [31] докладчиком ООН по вопросу о свободе религии или убеждений, [32] советом экспертов ОБСЕ по вопросам о свободе религии или вероисповедания в координации с Венецианской комиссией, [33] Европейским Союзом [34] и Европейским судом по правам человека. [35]

Европейский суд по правам человека определил, что отказ государства предоставить юридический статус ассоциации людей, будь то религиозная или иная ассоциация, равносилен вмешательству в реализацию права на свободу собраний. Там, где рассматривается вопрос организации религиозного сообщества, отказ признать его юридическим лицом также признан вмешательством в реализацию права на свободу религии, осуществляемого как самим сообществом, так и его отдельными членами. [36]

Совет экспертов ОБСЕ по вопросам о свободе религии или вероисповедания и Венецианская комиссия определили дополнительные проблемные области в сфере регистрации религиозных сообществ и получения правосубъектности, которым нужно уделить внимание, чтобы облегчить реализацию права на свободу религии или убеждений:

  • Индивидуумы и группы должны иметь право свободно исповедовать свою религию без регистрации, если они так желают;
  • При регистрации религиозных сообществ в качестве юридических лиц не должны устанавливаться высокие квоты по минимальному количеству членов для осуществления такой регистрации;
  • Не следует требовать, чтобы у религиозного сообщества была продолжительная история существования на территории государства, прежде чем ему будет позволено получить регистрацию в качестве религиозного сообщества;
  • Следует поставить под сомнение другие чрезмерно обременительные ограничения или задержки при получении правосубъектности;
  • Не следует позволять вводить положения, которые предоставляют государству чрезмерные полномочия в определении того, стоит ли давать одобрение на регистрацию;
  • Следует тщательно лимитировать официальные права на ограничение религиозной свободы, независимо от того, появляются ли эти права в результате неясности положений законодательства или в связи с чем-то иным;
  • Недопустимо вмешательство во внутрирелигиозные вопросы путём осуществления пересмотра сути духовных структур, бюрократического пересмотра или ограничений в отношении религиозных назначений на должности и тому подобное;
  • Следует поставить под сомнение положения, которые имеют обратную силу или не защищают признанное право (например, требуя перерегистрации религиозной организации в соответствии с новыми критериями);
  • Когда вводятся новые правила, следует предусмотреть соответствующий порядок перехода на новые правила; и
  • В соответствии с принципами автономии, государству не следует решать, что любая конкретная религиозная группа должна быть подчинена другой религиозной группе или что религии должны быть организованы в виде иерархической структуры. (У зарегистрированных религиозных сообществ не должно быть права вето на регистрацию любых других религиозных сообществ.) [37]

[28] Директивы по контролю за соблюдением законодательства, касающегося религии и вероисповедания, подготовленные группой экспертов по вопросам о свободе религии ОБСЕ/БДИПЧ в координации с Венецианской комиссией, 16.

[29] Выступление специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений, п. 25, HRC 19/60, 22 декабря 2011 года.

[30] Свобода вероисповедания или убеждений: законы, влияющие на структурирование религиозных объединений

[31] Материалы Комитета по правам человека, Казахстан, CCPR/C/Kaz/Q/1, 2 сентября 2010.

[32] Выступление специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений, п. 25, HRC 19/60, 22 декабря 2011 года.

[33] См., например, директивы ОБСЕ и Венецианской комиссии, 16.

[34] Директивы Евросоюза, п. 40-41.

[35] См., например, «Бессарабская Митрополия и другие против Молдовы», (приложение 45701/99), 2001; «Саентологическая церковь г. Москвы против России» (приложение 18147/02), 2007.

[36] «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве против России», п. 101-102 (приложение 302/02), 10 июня 2010 года.

[37] См., например, директивы ОБСЕ и Венецианской комиссии, 16-17.

XV. Строгое толкование ограничений
СКАЧАТЬ PDF