В октябре 1997 года Верховный суд Италии (Кассационный суд) вынес знаменательное решение, признав Саентологию религией. Сегодня это решение высшей судебной инстанции в Италии признано ведущими судебными органами и учёными ключевым решением, устанавливающим важные нормы относительно определения религии во всех странах Европейского сообщества.

«...Так как Церковь Саентологии была признана религиозной конфессией в США, её следовало признать таковой в Италии и, таким образом, разрешить ей отправлять свой культ и распространять своё учение...»

Суд тщательно проанализировал критерии для определения религии, подчеркнул обязанность правительства не ограничивать свободу вероисповедания и сделал следующее заключение:

Саентология является подлинной религией, чья деятельность, без исключения, характерна для всех религиозных движений.

Религиоведы, отметил суд, признают, что Саентология является религией, и её цель — «освобождение человеческого духа через познание божественного духа, обитающего внутри каждого человека».

Придя к этому выводу, суд провёл прямое сравнение между религиозной практикой и деятельностью по сбору средств Церкви Саентологии, Католической церкви и других религий:

Те же самые религии, которые, по мнению судей Апелляционного суда, должны были бы представлять «общепринятые взгляды» на религию, всегда требовали от верующих делать пожертвования, которые, в ранние дни этих религий, далеко превосходили размером символические пожертвования, требуемые в наши дни.

Верховный суд тщательно проанализировал критерии для определения религии, заключив, что Саентология является подлинной религией. Отвергая определение религии, использованное апелляционным судом, Верховный суд признал, что суд низшей инстанции допустил ошибку, взяв определение, основанное исключительно на иудео-христианских понятиях:

«Система учений, построенная на допущении существования Верховного Существа, имеющего прямое отношение к людям, которого они должны почитать и слушаться...» Такое определение религии, само по себе неполное, поскольку получено — как утверждается — исключительно из религий, основанных на Библии, является незаконным со многих точек зрения; оно основано на неверных философских и социально-исторических допущениях.

Кроме того, определение, взятое судом низшей инстанции, исключает буддизм, даосизм и любые «политеистические, шаманские или анимистические религии». В связи с этим Верховный суд пришёл к выводу, что это ограниченное определение нарушает Конституцию Италии.

Критерии, подтверждающие, что Саентология соответствует дефиниции религии

Отправив дело обратно в апелляционный суд на пересмотр, Верховный суд подробно разъяснил, какие критерии применять к оценке Саентологии как религии. Верховный суд распорядился, чтобы апелляционный суд рассмотрел итальянские и другие иностранные судебные и административные решения, касающиеся Саентологии, которые, как указал суд, были явно актуальны. Кроме того, суд прямо указал суду низшей инстанции учитывать мнение экспертов, а также мнения прихожан Церкви Саентологии в Италии.

Эксперты, как правило, считают Саентологию религией

Верховный суд поручил суду низшей инстанции изучить мнения научных кругов и экспертов в области религии, а не широкой общественности, чтобы определить, «считается ли обычно» Саентология религией. Он отметил, что нерационально полагаться на консенсус или мнение большей части публики в определении того, является ли набор убеждений религиозным, так как в этих обстоятельствах религиозные меньшинства не получают защиту, на которую они имеют право. Вместо этого требуется «хорошо продуманная, рациональная оценка имеющихся для суждения элементов», а не что-то, основанное на «интуиции, впечатлениях, чувствах и состояниях ума...»

Утверждаемая религиозность Саентологии очевидна из организационных документов

Верховный суд пришёл к выводу, что организационные документы Церкви представляют собой чёткие доказательства её религиозного характера, поскольку эти документы содержат определённую формулировку, касающуюся религиозного Кредо Церкви и её конечной цели достичь познания Бога, — принципов, как отметил суд, общих для многих религий. То, что организационные документы Церкви упоминают «научный подход» саентологических принципов и методов, не противоречит решению о её религиозности, поскольку эти принципы и методы предназначены для достижения конкретной духовной цели. В самом деле, Верховный суд напомнил, что христианские церкви по-прежнему считаются религиозными, хотя Фома Аквинский «определил богословие как науку».

Отклонение ложных обвинений против Церкви

Верховный суд рассмотрел — и отклонил — ряд ложных обвинений, касающихся практики сбора средств Церкви Саентологии. Подобно тому, как многочисленные суды в других странах, а также «административные трибуналы», такие как Налоговая служба США, отклонили эти обвинения в коммерциализации, Верховный суд Италии также нашёл, что эти ложные утверждения не имеют под собой никаких оснований.

Утверждения вероотступников не заслуживают доверия

Верховный суд отклонил подстрекательские и оскорбительные заявления недовольных вероотступников на том основании, что эти люди не являются надёжными свидетелями. Суд подверг критике апелляционный суд за невыполнение проверки информации от таких лиц, чтобы выяснить причины их разрыва с Саентологией и определить, были ли их заявления получены в суде, где их правдивость могла быть рассмотрена и проверена. Суд отклонил показания бывших недовольных членов Церкви, как, по сути, ненадёжные и недостоверные доказательства.

Саентологические взносы используются исключительно в религиозных целях

Суд пришёл к выводу, что «было бы нелогично» делать неблагоприятные выводы из внутренних директив Церкви, которые инструктируют определённых сотрудников «делать деньги» для Церкви. Правда жизни в том, что любая религиозная деятельность требует финансовой поддержки. Суд указал, что финансовые директивы не были частью доктринальной основы саентологической религии; что они представляют собой малозначительную часть церковной литературы (только одну или две из более восьми тысяч директив); что они адресованы только сотрудникам, ответственным за финансовые вопросы Церкви, а не прихожанам или даже обычным сотрудникам; и что в любом случае директивы предусматривают, что все внесённые средства должны быть использованы исключительно для религиозных целей Церкви.

Саентологические методы сбора средств уместны

Верховный суд также отклонил ссылку правительства на то, что во внутренних директивах содержался призыв к сотрудникам использовать методы фандрейзинга для поощрения прихожан приобретать книги или получать религиозные услуги. Суд отметил, что эти директивы адресованы только сотрудникам, отвечающим за пропаганду религиозных материалов или услуг, о которых идёт речь. Такие методы, отметил суд, гораздо менее суровы, чем, например, учение об искуплении, которое использовала Католическая церковь, чтобы убедить верующих искупить свои грехи и избежать Чистилища путём принудительной покупки индульгенций.

Саентологические фиксированные пожертвования не являются чем-то необычным среди религий

Суд постановил, что не следует делать никаких отрицательных умозаключений по поводу практики Церкви запрашивать фиксированные взносы в обмен на религиозные услуги, отметив, что этот метод сбора средств не является необычным среди религий. Суд отметил, что, «как известно, не так давно подобные списки, не менее подробные и точные, вывешивались на дверях нескольких ризниц католических церквей и, в любом случае, подобную информацию легко можно было получить у местных священников, если попросить эти услуги...»

Саентология служит религиозным, а не коммерческим целям

Суд отклонил утверждения, что сотрудники Церкви объединились, чтобы получить выгоду от деятельности Церкви. Такие заявления нелогичны, поскольку все средства остаются в Церкви и отдельные лица не имеют «никакой возможности вообще — даже в будущем, — разделить доход от них».

Уголовные обвинения отклонены: Саентология и религиозная свобода защищены

Решение Верховного суда Италии, признающее Саентологию, окончило более десятилетия религиозных репрессий: попыток подавить саентологическую религию, объявляя её практику незаконной.

Долгое уголовное дело в отношении должностных лиц Церкви было не больше, не меньше как нападением на законные и гарантируемые религиозные права. В декабре 1986 года 450 карабинеров (жандармов) провели рейд в каждой саентологической церкви и миссии в стране, захватив их религиозные материалы и закрыв их. Затем в июне 1988 года двадцать шесть саентологов были арестованы и заключены в тюрьму по надуманным обвинениям. Обвинение опросило более 900 свидетелей. В конце концов 75 человек были отданы под суд.

Когда дело дошло до суда в 1991 году, многочисленные и неоспоримые доказательства, представленные Церковью и её прихожанами, показали, что практика Саентологии, бесспорно, имеет религиозный характер. Действительно, в результате представленных доказательств суд первой инстанции Милана вынес решение в пользу Церкви, но из-за правительственных апелляций, дело дважды передавалось в Верховный суд Италии.

После знаменательного постановления Верховного суда 1997 года, однако, Апелляционный суд Милана подтвердил решение суда первой инстанции 1991 года в пользу Церкви и её прихожан и так завершил дело полным оправданием Церкви и её прихожан.

Верховный суд освобождает Церковь от налогов

В 2001 году Верховный суд Италии вновь подтвердил религиозную природу Саентологии. Церковь обжаловала решение налогового управления Милана, рассчитавшего подоходный налог за 1982 и 1983 годы. Миланский налоговый суд оставил в силе оценку налогового управления, так же как Областной налоговый суд Милана в апреле 1997 года. Апелляция была подана в Верховный суд Италии, который выпустил постановление 22 октября 2001.

Налоговое отделение Верховного суда отменило постановление Областного налогового суда и вернуло дело, приказав, чтобы оно было повторно рассмотрено другим отделением Областного налогового суда, чем то, которое оставило оценку в силе. Верховный суд отметил, что суд низшей инстанции не принял во внимание «многочисленные и теперь преобладающие» судебные случаи, включая решение самого Верховного суда, подтверждающие религиозную природу Саентологии и её объединений. Верховный суд далее отметил, что Саентология считается религиозной организацией не только в Соединённых Штатах, но и во многих европейских странах.

Саентология в Италии сегодня

Сегодня религия Саентология процветает в Италии; в стране сотни тысяч саентологов и сотни саентологических церквей, миссий и групп.

У Саентологии полностью разработанная теология, религиозная практика и организация. Широта и масштабы религии включают более одиннадцати тысяч церквей Саентологии, миссий и связанных с ней организаций в 167 странах, обслуживающих религиозные потребности миллионов прихожан.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ