«Мы постановили, что вы освобождаетесь от федерального подоходного налога, в соответствии со статьёй 501(а) Налогового кодекса, как организация, описанная в разделе 501(с)(3)».

Международная Церковь Саентологии (МЦС) — материнская церковь саентологической религии — и более 150 дочерних церквей, миссий и родственных организаций, посвящённых общественным реформам, в Соединённых Штатах были полностью освобождены от налогов как религиозные организации Федеральной налоговой службой Америки — IRS (Internal Revenue Service, букв. «службой внутренних доходов»), в октябре 1993 года.

Почти полвека Церковь Саентологии воевала с IRS, чтобы прекратить её домогательства и добиться освобождения от налогов, которое предоставляется в Америке всем религиям. И в конце концов г-н Дэвид Мицкевич, председатель правления Центра религиозной технологии и духовный лидер саентологической религии, обошёл всю бюрократию и в 1991 году лично встретился с уполномоченным (главой) IRS, чтобы инициировать объективную процедуру освобождения от налогов.

Целых два года IRS проводила самую полную в истории IRS проверку претендента на освобождение от уплаты налогов. Чиновники IRS подвергли Церкви Саентологии наиболее пристальному вниманию, которого когда-либо удостаивалась любая организация, что включало скрупулёзную проверку деятельности и финансовых документов, а также подробный обзор всех аспектов оргполитики и практики Церкви на всех уровнях, включая высшие уровни управления. К концу расследования IRS рассмотрела более миллиона страниц информации о Саентологической религии.

Иметь дело с сотрудниками IRS, позволяя им в конце концов увидеть истинную картину после того, как они полагались на ложные доклады на протяжении 40 лет, было просто поразительно. Но когда г-н Мицкевич увлечённо и без колебаний представил официальным лицам IRS правду о саентологической религии и её деятельности, задача была выполнена.

При вынесении благоприятного решения об освобождении от налогов IRS предсказуемо установила, что: (1) Саентология является подлинной религией; (2) церкви Саентологии и связанные с ними благотворительные и просветительские учреждения работают исключительно в признанных религиозных целях; (3) церкви Саентологии и связанные с ними благотворительные и просветительские учреждения работают на благо общественных интересов, а не интересов частных лиц; и (4) никакая часть чистой прибыли этих церквей Саентологии и связанных с ними благотворительных и просветительских учреждений не идёт на пользу какого-либо отдельного человека или неблаготворительной организации.

8 октября 1993 года, десять тысяч саентологов со всех уголков мира собрались, чтобы услышать, как г-н Мицкевич объявил об историческом событии: правительство Соединённых Штатов даровало полное религиозное признание церквям Саентологии, постановив, что они «учреждены исключительно в религиозных и благотворительных целях».

Постановления IRS об освобождении от налогов предсказуемо утверждали, что Саентология является религией, а IRS тщательно изучила этот вопрос

Раздел 501(с)(3) Налогового кодекса (далее «Кодекса») предусматривает освобождение от налогов «религиозных, благотворительных... или просветительских» организаций. Кодекс предусматривает специальные правила для религиозных организаций, согласно разделу 501(с)(3), которые относятся к разряду церквей, а также для других религиозных организаций, так называемых вспомогательных подразделений, которые тесно связаны с церквями.

IRS использует тест «факты и обстоятельства» в определении статуса церкви для организации, глядя на следующие критерии:

  1. Чёткое юридическое существование
  2. Признанное кредо и форма отправления культа
  3. Определённое и отчётливое церковное управление
  4. Надлежащее изложение доктрины и дисциплины
  5. Отчётливая религиозная история
  6. Членство, не связанное с какой-либо другой церковью или конфессией
  7. Организация посвящённых в духовный сан служителей
  8. Посвящение в духовный сан священников после завершения предписанного обучения
  9. Собственная литература
  10. Установленное место (или места) отправления культа
  11. Регулярные собрания
  12. Регулярные религиозные услуги
  13. Воскресные школы для религиозного обучения молодёжи
  14. Школы для подготовки своих священников
    Руководство Налогового управления 7(10)69, «Настольная книга: правила проверки организаций, освобождаемых от налога», §321.3(3) (5 апр. 1982).

Кроме того, IRS будет рассматривать «любые другие факты и обстоятельства, которые могут иметь отношение к заявке организации о предоставлении статуса церкви». См. там же §321.3(3)(о).

Кодекс определяет вспомогательное подразделение церкви как организацию, описанную в разделе 501(c)(3), связанную с церковью и поддерживаемую изнутри. Казнач. правило §1.6033-2(h)(1). Юридическое лицо является аффилированным лицом с церковью, если оно либо (I) подпадает под групповое освобождение, выданное церкви; (II) работает под контролем, под присмотром или в связи с церковью; либо (III) другие соответствующие факты и обстоятельства показывают, что оно имеет такую связь. Казнач. правило §1.6033-2(h)(2). Организация внутренне поддерживается, если она (I) не предлагает вход внутрь, товары или услуги на продажу (кроме как на нерегулярной основе) для широкой публики и не получает более половины своей поддержки от публики (в отличие от членов). Казнач. правило §1.6033-2(h)(4).

Постановление IRS 1993 года об освобождении от налогов признало, по существу, все организации Церкви Саентологии, которые обратились в IRS с заявлением об освобождении от налогов, либо церквями, либо вспомогательными подразделениями церквей. Среди юридических лиц, классифицированных как церкви, были:

  • Международная Церковь Саентологии (МЦС) — высший церковный орган в Церкви Саентологии, который предоставляет религиозное руководство местным церквям по всему миру; и
  • Международная организация саентологических миссий (SMI), церковный орган, непосредственно отвечающий за церковный надзор за местными миссиями по всему миру.

Постановление об освобождении МЦС и SMI от налогов особо классифицировало эти учреждения как церкви, ссылаясь на раздел Кодекса 170(b)(1)(A)(i), и специально отметило, что, как и другие церкви, они не обязаны подавать ежегодную форму 990, декларацию о доходах для организаций, освобождённых от налогов. А также МЦС и SMI получили групповое освобождение от налогов, которое распространяет их налоговый статус на все местные саентологические церкви и миссии в Соединённых Штатах — учреждения, которые работают таким же образом, как и саентологические церкви и миссии в странах по всему миру. Духовная мекка Церкви также в индивидуальном порядке признана освобождённой от налогов, как и издательские организации Церкви.

Центр религиозной технологии (ЦРТ), который владеет саентологическими торговыми марками и выступает в качестве защитника саентологической религии, был в индивидуальном порядке освобождён от уплаты налогов и получил своё собственное отдельное уведомление. IRS также признала Международную ассоциацию саентологов (МАС), официальную организацию членства в саентологической религии, как освобождённую от налогов организацию.

В дополнение к благоприятному решению об освобождении от налогов, постановления IRS объявили все пожертвования саентологических прихожан на религиозные услуги для всех Церквей Саентологии Соединённых Штатов освобождённой от налогообложения частью личных доходов в полном объёме, разрешённом законом. Пожертвования на саентологические религиозные услуги стали подлежать вычету в той же, но не в большей степени, чем пожертвования прихожан других религий, чтобы обеспечить им доступ к отправлению культа и подобным религиозным обрядам в их конфессиях.

IRS не смогла бы в соответствии с Кодексом классифицировать МЦС и SMI, подчинённые им церкви и миссии, ЦРТ и духовную мекку Саентологии как церкви, если бы они не обладали явными чертами, отвечающими всем четырнадцати критериям церкви, перечисленным выше. Совокупность этих критериев бесспорно требует признать, что заявитель, Церковь Саентологии, является религией. Короче говоря, IRS не смогла бы в соответствии с кодексом классифицировать МЦС, SMI и других заявителей Церкви Саентологии в качестве церквей, если бы не была убеждена в том, что Саентология — это религия.

Таким образом, освобождение Церкви Саентологии от уплаты налогов Налоговой службой США представляет собой официальное признание религиозной природы Саентологии и её пользы для общества в целом.

Освобождение Церкви Саентологии от уплаты налогов последовало после беспрецедентной в истории освобождения от налогов проверки со стороны IRS

Освобождение Церкви Саентологии от уплаты налогов последовало после беспрецедентной по интенсивности и глубине проверки со стороны IRS. Чиновники IRS подвергли церкви Саентологии самому тщательному расследованию, которому когда-либо подвергались организации, что включало скрупулёзную проверку деятельности и финансовых документов, а также подробный обзор всех аспектов оргполитики и практики Церкви на всех уровнях, включая высшие уровни управления.

Результатом проверки стали сотни вопросов, потребовавшие тысяч страниц отчётов и ещё многих тысяч страниц финансовых документов. Шесть команд, каждая из 4 или 8 агентов, провели полный пересмотр периодов продолжительностью до 10 недель. Агенты Налоговой службы также провели на месте инспекцию документов и записей Церкви духовной технологии (ЦДТ — организации, ответственной за проект по архивации саентологического Писания, чтобы навсегда сохранить работы Основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда), а также документов и записей Центра религиозной технологии (ЦРТ). И к концу проверки IRS изучила более одного миллиона страниц информации о саентологической религии.

IRS провела обстоятельную инспекцию системы компенсации Церкви

Одно из основных условий для организации, претендующей на освобождение от уплаты налогов, в соответствии с разделом 501(с)(3), является то, что ни одна часть её чистой прибыли не должна идти на пользу какого-либо частного лица. Запрет на личную выгоду строго применяется по отношению к членам организации: ни одна часть прибыли организации не может быть использована в интересах любого, кто имеет личную заинтересованность в организации, в частности, доверенных лиц, директоров, должностных лиц, сотрудников, членов и вкладчиков. Правило против личной выгоды абсолютно.

IRS провела обстоятельную инспекцию церковной системы компенсации как персонала, так и третьих лиц, чтобы гарантировать, что в ней не существовало ни личной выгоды, ни потенциальной личной выгоды. В качестве первого шага IRS задавала многочисленные вопросы, чтобы выявить каждого человека «с фидуциарной обязанностью предотвращать утечку капитала» и тех, «кто, скорее всего, мог бы получить выгоду, в случае если таковая имела место». В ответ на вопросы IRS Церковь предоставила полное описание своей структуры управления, включая все запланированные изменения на следующие пять лет и имена всех лиц, занимающих высокие посты в церковном управлении и финансах. Это снабдило IRS списком лиц, уполномоченных назначать членов высших руководящих комитетов Церкви. Это также предоставило IRS полное описание устройства Морской Организации, религиозного ордена Церкви, а также внутреннюю систему её рангов и список лиц, занимающих десять высших постов.

IRS глубоко сосредоточилась на различных формах компенсации, суммах и ценностях, связанных с этим, а также способе, которым каждый из них определялся. В ответ на вопросы IRS, были описаны все формы компенсации, предоставляемые сотрудникам (будь то налогооблагаемые или нет), в том числе оплата труда и неденежные льготы, и то, было ли о них сообщено в IRS и каким образом.

После исчерпывающего обзора IRS постановила, что не было никакой личной выгоды или деятельности ради личной выгоды какого-то одного человека.

IRS пустила в ход все средства при инспекции Церкви Саентологии

IRS пустила в ход все средства при инспекции бухгалтерских книг и финансовых документов, ведущихся структурами Церкви. Например, в течение последнего двухлетнего периода, завершившегося 1 октября 1993 года постановлением освобождения от налогов, МЦС предоставила обширную информацию о целостности своей системы бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. МЦС начала, конечно же, с обобщения подробной информации, уже предоставленной в IRS по этому вопросу, и тщательных исследований системы учёта и отчётности. МЦС затем специально описала свои внутренние бухгалтерские и финансовые процедуры аудита: различные исходные записи, сверку выписок с банковского счёта и резюме периодических доходов и выплат в форме годовой финансовой отчётности. МЦС вновь определила основные инструменты финансового контроля: инвойсы на все денежные поступления; помещение денег в банк; чеки, расходные ордера и заказы на поставку на все выплаты, а также строгое разделение персонала, участвующего в различных этапах получения, депозита, расходования средств и учёта.

По просьбе IRS, МЦС предоставила копии всех соответствующих финансовых и управленческих правил, и, в конечном счёте, все восемь томов, в которых излагаются все применимые директивы по управлению Церкви, включая финансы. МЦС предоставила IRS копии внутренней годовой бухгалтерской отчётности за десятилетний период с 1981 по 1990 год для МЦС, ЦРТ, ЦДТ и двадцати шести других крупных церковных организаций.

МЦС также предоставила копии финансовой отчётности некоторых неамериканских организаций Церкви, подготовленные сертифицированными частными бухгалтерскими фирмами.

Налоговая служба изучила детали буквально сотен тысяч отдельных, конкретных экономических операций Церкви Саентологии

В обширных исследованиях различных саентологических организаций, проведённых IRS, у IRS была масса возможностей детально изучить каждый тип платежа, произведённый саентологическими организациями и между ними. Эти платежи включали суммы, которые церкви низкого уровня платят МЦС за её церковную поддержку, платежи некоторых церквей в ЦРТ, когда они предоставляют продвинутые религиозные услуги своим прихожанам, отчисления в резервы, платежи за помощь в обучении персонала, арендную плату и ипотечные платежи, процентные платежи и кредиты, а также приобретение саентологических религиозных книг и других форм Писания, платежи комиссионных за сбор средств, вознаграждения персонала и выплаты всех видов сторонним поставщикам и специалистам. В этом процессе IRS изучила детали буквально сотен тысяч отдельных, конкретных финансовых операций.

С помощью этих отдельных инспекций IRS смогла проследить все расходы от одной организации до получения платежа соответствующей организацией-получателем. Таким образом IRS подтвердила, что платежи, произведённые из одной саентологической организации в другую, фактически пошли в эту организацию и что выплаченные средства на самом деле пошли на религиозные цели.

По завершении этих инспекций IRS пришла к выводу о том, что финансовые отчёты саентологических организаций полные, проверяемые и точно отражают произведённые финансовые операции. На основе этой обширной информации о конкретных механизмах оплаты, а также удовлетворившись тем, что платежи были правильно отражены в церковных финансовых отчётах, IRS установила, что все межцерковные переводы средств соответствовали требованиям для освобождения от налога.

IRS получила неограниченный доступ к каждому уровню церковной иерархии. Таким образом инспекция IRS не ограничилась юридическими лицами в Соединённых Штатах, а специально включила финансовые и другие дела церковных организаций от Австралии до Канады и от Европы до Южной Африки.

Проект был начат в конце республиканской администрации Джорджа Буша-старшего и продолжался во время демократической администрации Билла Клинтона. В этот период три человека служили в должности уполномоченного внутренних доходов (главы IRS). К тому времени, когда Церковь Саентологии получила решение IRS об освобождении от налогов, был составлен крупнейший в истории административный протокол для какой-либо организации, освобождённой от налогов. Все инспектируемые церкви и их представители провели сотни часов обстоятельнейших совещаний и проверялись самыми высокопоставленными чиновниками, отвечающими за освобождение организаций от налога в национальном офисе IRS.

В конце концов IRS пришла к единственному возможному выводу после такого тщательного изучения: саентологические церкви и связанные с ними учреждения организованы и работают исключительно для благотворительных и религиозных целей.

Так что 1 октября 1993 года Налоговая служба Соединённых Штатов издала постановление, освобождающее от уплаты налогов более 150 саентологических церквей, миссий, организаций, посвящённых общественным реформам, и других организаций, потому что они действуют исключительно с религиозными и благотворительными целями. Религиозное признание IRS было универсальным и безусловным.

Обстоятельства, приведшие к постановлению IRS об освобождении Церкви Саентологии от налогов, являются достоянием общественности

В соответствии со статьёй 6104 Закона о налогообложении, заявление и связанные с ним материалы заявителя, успешно освобождённого от налогов, являются достоянием общественности и открыты для всеобщего ознакомления в соответствующем учреждении Налоговой службы.

Заявления на освобождение, документы в поддержку таких заявлений и документы, выданные IRS, в связи с заявлениями МЦС, SMI и других организаций Церкви Саентологии, которые IRS освободила от налогов в 1993 году, доступны для публичного осмотра в читальном зале национального офиса IRS в Вашингтоне, округ Колумбия, в соответствии со статьёй 6104(а) Налогового кодекса, и были там с момента выпуска постановлений об освобождении 1 октября 1993 года.

Эти материалы постановлений 1993 года об освобождении Церкви Саентологии от уплаты налогов (составляющие пачку документов высотой более 4 метров, которая представляет собой самую обширную административную документацию среди всех подобных дел) доступны в национальном офисе IRS. Граждане могут прочитать эти документы и увидеть, почему Церкви Саентологии освобождены от уплаты налогов как благотворительные организации, служащие исключительно религиозным целям.

Персонал IRS, занимавшийся постановлением освобождения Церкви Саентологии от уплаты налогов

Признание Саентологии IRS стало ошеломляющим ударом по тем, кто продолжал нападки на Церковь на протяжении десятилетий. Ряд должностных лиц в некоторых других странах, а также те, кто настроен на дискриминацию в отношении этой религии и её последователей, пытались сбросить со счетов это знаменательное религиозное признание, распространяя ложные сообщения о том, что IRS, одна из самых влиятельных и грозных организаций в мире, якобы под угрозами предоставила Церкви Саентологии статус освобождённой от налогов.

Эти утверждения являются ложными. Нет никаких свидетельств того, что какие-то сотрудники IRS, связанные с постановлением 1993 года об освобождении Церкви Саентологии от уплаты налогов, получали какие-либо неуместные сообщения от Церкви Саентологии или от её имени, в попытках обеспокоить или угрозами заставить работать над заявлением о предоставлении освобождения. На самом деле такое утверждение нелепо, если учесть, сколько времени занял процесс освобождения (более двух с половиной лет), и учесть количество, старшинство и безупречную репутацию персонала IRS, участвовавшего в этих процедурах.

Ни один судебный процесс не был начат или поддержан по поводу неподобающего влияния на административные действия IRS в отношении Церкви Саентологии

Аналогичным образом, утверждения о том, что Церковь подала судебные иски, чтобы ненадлежащим образом заставить IRS предоставить ей освобождение от уплаты налогов, являются ложными. Хотя было значительное количество незаконченных судебных разбирательств, когда IRS издала постановление об освобождении от налогов в 1993 году, ни одно из этих разбирательств не было показным или нацелено на притеснение IRS. Было несколько частных тяжб, требовавших возмещения ущерба от IRS за заявленную незаконную деятельность в процессе применения ею налогового законодательства, но большая часть судебных процессов касалась (а) требований к IRS, по Закону о свободе информации (FOIA), предоставить информацию из её файлов о Саентологии или отдельных членах (для облегчения выявления и исправления ложной информации), и (б) индивидуальных случаев подоходного налога, в связи с налоговыми вычетами на благотворительные взносы прихожан за основные религиозные услуги Саентологии. Все эти тяжбы были решены в рамках процесса, завершившегося постановлением об освобождении от налогов.

Действующие правила гражданского судопроизводства (Правило 11, Fed R. Civ. P. (Федеральных правил гражданского судопроизводства)) и федеральные законы (28 U.S.C. (Свода законов США) §1927) содержат положения, по которым стороны судебного процесса и/или их адвокаты наказываются за принятие беспочвенных, недостойных, и/или легкомысленных позиций. Ни в одном из дел между Церковью Саентологии или прихожанами и IRS или другими государственными органами, которые были решены до урегулирования 1993 года, не было наложено возмещение ущерба на какое-либо церковное юридическое лицо или прихожанина, который был истцом в таком судебном процессе. Наоборот, Церкви Саентологии выиграли процессы в большинстве завершённых дел, установив много важных прецедентов, особенно в области Закона о свободе информации. В самом деле, одному юридическому лицу Церкви была присуждена компенсация расходов на адвоката и судебные издержки против IRS, в соответствии со статьёй 7430 Кодекса, из-за действий со стороны IRS, которые, как решил суд, не были по существу оправданы. См. дело США против Церкви Саентологии Бостона, Инк. 1993 U.S. Dist. LEXIS 3895; 93-1 U.S. Tax Cas. (CCH) P50,220; 71 A.F.T.R.2d (RIA) 1485 (D. Mass. 1993)

Нет никаких оснований полагать, что какое-либо из дел против IRS со стороны Церкви или прихожан было начато и/или продолжалось с целью заставить IRS даровать освобождение от налогов, в то время как подобная льгота не была полностью оправдана существом самого дела. На самом деле Международная Церковь Саентологии смогла существенно разрешить все оставшиеся судебные дела, достигнув мирового соглашения с IRS. Это соглашение включало условия, основанные на Законе о свободе информации, согласно которым IRS не только предоставила достаточно затребованной информации по оспариваемым вопросам, но также согласилась уведомить различные иностранные правительства и службы о ложности ранее распространявшейся IRS информации касательно Церкви Саентологии.

IRS не могла освободить и не освободила бы от налогов, если бы считала, что Саентология действует вопреки целям общества или не во благо ему

Постановления IRS об освобождении от уплаты налогов полностью соответствуют Налоговому кодексу и Конституции Соединённых Штатов. IRS не могла освободить и не освободила бы от налогов, если бы считала, что Саентология действует вопреки общественному порядку, целям общества или не во благо ему.

Чтобы получить освобождение от уплаты налогов по статье 501(c)(3) Кодекса, организация должна доказать следующее:

  1. Она создана специально с одной (или более) из указанных целей
  2. Она действует исключительно в соответствии с одной (или более) из указанных целей
  3. Никакая часть её дохода не используется на пользу какого-то бы то ни было частного лица или учреждения
  4. Никакая пропаганда в отношении законодательства, не может быть более чем побочной частью её деятельности
  5. Ничто из того, чем она занимается, не связано с участием в каких-либо избирательных кампаниях
  6. Её цели и деятельность не нарушают основы государственной политики

Чтобы установить перечисленное выше и таким образом получить освобождение от налогов, организация должна подать заявку в IRS по установленной форме, вместе с ней предоставить всю необходимую информацию и ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у IRS в связи с данной заявкой. (Налоговая процедура 90-27). В 1993 году IRS постановила освободить от налогов Международную Церковь Саентологии, Международную организацию саентологических миссий и другие саентологические организации, которые следовали указанной процедуре.

IRS особо и подробно рассмотрела практики Церкви по сбору пожертвований, относящиеся одновременно к её практике обращения в свою веру и её политике в отношении пожертвований на религиозные услуги. IRS подтвердила, что она не вынесла бы благоприятных решений, если бы было обнаружено, что (i) Церковь недопустимо служит частным интересам, (ii) у неё есть существенная цель, противоречащая статусу освобождения от налогов, или (iii) что она была вовлечена в противозаконные действия или нарушила основы государственной политики.

Кроме того, ложные утверждения о якобы незаконной деятельности, сделанные отступниками и другими лицами, на которые ранее опиралась IRS, проводя враждебную политику против церквей Саентологии и её прихожан, были тщательно расследованы и отвергнуты IRS как ложные, прежде чем она признала саентологические организации религиозными и благотворительными, работающими на благо общества.

IRS освобождает от налогов Церковь Саентологии: конец десятилетий конфликтов

Признание от IRS не только положило конец десятилетиям конфликтов между саентологическими церквями и налоговыми органами, но также стало официальным подтверждением религиозной природы и пользы Саентологии для общества в целом. Всё церкви Саентологии признаны освобождёнными от налогов религиозными организациями правительством Соединённых Штатов на федеральном уровне, на уровне штатов и местного самоуправления, и к ним относятся не иначе, чем к церквям любой другой религии.

Усилия Церкви Саентологии способствовали реформам на благо всех граждан США. Билль о правах налогоплательщиков существует сегодня в немалой степени благодаря настойчивости церквей Саентологии и их прихожан, которые разоблачили многочисленные нарушения в IRS и потребовали гарантированной защиты от подобных нарушений в дальнейшем. То, что они настояли на использовании Закона о свободе информации, предало гласности проступки и компьютерные ошибки, которые могли бы привести к одному миллиарду долларов неправильных налогов. Многие из мер, принятых Конгрессом в отношении реформ системы налогообложения, в немалой степени можно проследить к изначальным усилиям саентологов.

И самое важное, что с 1993 года Церкви Саентологии продолжали доказывать правильность постановления IRS об освобождении от налогов, поддерживая на беспрецедентном уровне обширные общественные программы для улучшения общества, для остановки социального упадка, преодоления наркотической зависимости, просвещения молодёжи и общественности о правах человека, продвижения нерелигиозного морального кодекса, написанного Л. Роном Хаббардом, борьбы с неграмотностью, оказания помощи при бедствиях, искоренения злоупотреблений в сфере душевного здоровья, обустройства районов, улучшения методов образования и другую благотворительную деятельность.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ