Верховный суд Австралии вынес решение о саентологической религии в деле Церковь Новой Веры против Уполномоченного по налогу с заработной платы (1983), признанное историческим юридическим прецедентом, установившим стандартные дефиниции религии и религиозной благотворительной организации в Австралии и Новой Зеландии, и на самом деле во всех странах Содружества наций.*

Верховный суд постановил следующее:

Церковь Саентологии легко справилась с задачей демонстрации своей религиозности. Вывод о том, что это религиозное учреждение, имеющее право на освобождение от уплаты налогов, является окончательным.

Верховный суд не только постановил, что Саентология — это религия, он сделал это на основе дефиниции религии, охватывающей учения всех вер, которым присвоен статус религии. Верховный суд Австралии принял следующее определение религии:

Вера в сверхъестественное существо, вещь или принцип; и принятие и соблюдение канонов поведения для того, чтобы осуществить эту веру.

В октябре 1983 года Верховный суд Австралии постановил, что Саентология — это религия и «вывод о том, что [Церковь] — это религиозное учреждение, имеющее право на освобождение от уплаты налогов, является окончательным».

Это решение признано во множестве стран. Сегодня решение Верховного суда Австралии относительно Саентологии составляет основу для определения того, что такое религия в рамках австралийского законодательства о благотворительности. Расследование австралийского правительства в отношении дефиниции благотворительных и родственных им организаций, опубликованное в 2001 году, через 18 лет после решения Верховного суда, упоминает это дело так:

Наиболее авторитетное заключение по поводу того, что такое религия... Верховный суд признал Саентологию религией. Дело Саентологии лучше всего разъясняет современный подход к значению религии.

Признание решения Верховного суда в странах Содружества

Решению Верховного суда Австралии в странах Содружества по праву придаётся огромная значимость. В деле, которое рассматривалось вскоре после того, как Верховный суд Австралии вынес своё решение (Фонд общественного развития Сентрепойнт против Уполномоченного, 1985), Верховный суд Новой Зеландии воспользовался тем же критерием религии. Налоговое управление Новой Зеландии также следовало логике Верховного суда Австралии, чтобы определить, что Церковь Саентологии «удовлетворяет критериям исключительно благотворительной организации, продвигая религию» и «удовлетворяет критериям общественно полезной организации».

В отчёте отделения по политике в отношении налогов и благотворительных организаций Налогового управления Новой Зеландии от июня 2001 года «Протокол правительственного обсуждения вопросов налогообложения благотворительных и некоммерческих организаций» говорилось:

В отношении развития религии не может делаться никакого различия в законах между одной религией и другой или одной сектой и другой, так что продвижение любой религиозной доктрины можно считать благотворительным... Для целей права, критерием религии является вера в сверхъестественное существо, вещь или принцип и принятие и соблюдение канонов поведения для того, чтобы осуществить эту веру. (Отчёт 2001 г., глава 3.15)

Подобным же образом, в феврале 2005 года Апелляционный комитет английской Палаты лордов, в одностороннем порядке рассмотрев дело Министр образования и работы и другие (ответчики) от имени Уильямсона (заявителя) и других, положился на австралийское решение касательно Саентологии, как дело, «пролившее свет» на дефиницию религии:

Суды в различных государствах, неоднократно пытавшиеся выполнить эту задачу [сформулировать дефиницию религии], часто в контексте освобождения от поборов и налогов, почти всегда упоминали о её сложности. Два важных дела — это решение судьи Диллона в деле Этическое общество Сауф-плэйс 1980 1 WLR 1565 и решение Верховного суда Австралии в деле Церковь Новой Веры против Уполномоченного по налогу с заработной платы (Виктория) (1983) 154 CLR 120, в которых содержались ценные описания ранних авторитетных источников. В данное время авторитеты склоняются (что неудивительно в эпоху всё более многокультурных сообществ и растущего уважения к правам человека) в сторону «нового, более широкого понимания» религии. (Судьи Уилсон и Дин в деле Церковь Новой Веры на стр. 174, комментируя по поводу похожей тенденции в юриспруденции Соединённых Штатов.)

Многочисленные эксперты и учёные в сфере религиоведения поддерживают дефиницию религии из дела Верховного суда Австралии по Саентологии, потому что она достаточно широка, чтобы включить все религии в соответствии с международными стандартами и международным законодательством. [См. Вывод экспертов: Саентология — это подлинная мировая религия.]

Стандарты прав человека Организации Объединённых Наций

Такая широкая дефиниция религии соответствует стандартам, сформулированным Комитетом ООН по правам человека. В Замечании общего порядка № 22 к статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, который гарантирует свободу мысли, совести и религии, Комитет по правам человека указал следующее:

Понятия «убеждения» и «религия» следует толковать широко. Применение положений статьи 18 не ограничивается традиционными религиями или религиями и убеждениями, которые по своим организационным формам или практике аналогичны традиционным религиям. В связи с этим Комитет беспокоит любая тенденция к дискриминации любых религий или вероисповеданий на любых основаниях, в том числе потому, что они являются вновь созданными или что их исповедуют религиозные меньшинства, к которым может враждебно относиться преобладающая религиозная община.

Признание Саентологии Верховным судом Австралии имеет особое значение в свете религиозного преследования саентологов в Австралии в 1960-х и начале 1970-х годов.

Расследование Андерсона: подавление религиозной свободы в Австралии

Постановление Верховного суда имеет значение не только из-за его ценности как прецедента в мире религий и законодательства, но и потому что меньше чем за два десятилетия до его оглашения, открытые притеснения саентологической религии со стороны властей происходили в Австралии повсеместно.

В 1963 году, получив ложную информацию из зарубежных источников, правительство штата Виктория начало двухлетнее расследование Саентологии (известное как «расследование Андерсона»). Несмотря на опрос 151 свидетеля и проверку более чем 9 000 документов, не было найдено ни одного доказательства каких-либо правонарушений. Тем не менее правительство упорно стремилось к цели и не позволило фактам встать у себя на пути. Поэтому в конце 1965 года в штате был принят закон, весьма серьёзно ограничивший религиозную свободу саентологов в штате Виктория. Затем такой же закон был представлен на рассмотрение и вступил в силу в Южной Австралии и Западной Австралии.

Как только эти драконовские законы вступили в силу, Церковь Саентологии в Австралии и саентологи в этой стране стали мишенью жёстких мер и репрессий со стороны властей, представлявших преследования на религиозной почве. В домах саентологов проводились обыски, и изымались саентологические религиозные писания и артефакты.

И расследование, и принятые в результате законы стали позором правительства, настолько, что бывший австралийский сенатор и заместитель премьер-министра Западной Австралии Герберт Грэхем, приехав в Соединённые Штаты в 1976 году, воспользовался Международным днём молитвы, отмечавшимся Церковью, чтобы извиниться перед всеми членами Церкви Саентологии, и сказал, что запрет на Саентологию был «самым чёрным днём в политической истории Западной Австралии».

Ввиду отсутствия каких-либо улик в поддержку тех мер, Церковь смогла на протяжении последующих двух десятилетий отменить негативные указы: сначала священники Церкви получили право на проведение церемонии бракосочетания в 1973 году, согласно Австралийскому федеральному закону о браке, а десять лет спустя, в 1982 году, правительство штата Виктория отменило свой несостоятельный закон и все меры 1965 года, и таким образом восстановило религиозную свободу и основные права человека для саентологов.

Благодаря постановлению Верховного суда 1983 года Церковь официально заняла заслуженное место в австралийском обществе.

Церковь Саентологии в Австралии сегодня: растущая религия

Сегодня в Австралии много тысяч саентологов, и саентологическая религия процветает, а саентологические церкви, миссии и группы есть в каждом штате по всей стране.


* Содружество наций (ранее Британское Содружество) — это добровольное объединение 53 независимых суверенных государств, большинство из которых когда-то были частью Британской империи.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ