Пять измерений религии

«Не существует одного исчерпывающего и повсеместно принятого в научных кругах определения понятия религия». Мы согласны с этим утверждением Брайана Рональда Уилсона и других специалистов и считаем нужным озвучить ниже определяющие признаки религии вместо того, чтобы давать общее определение. Судя по всему, к феномену, обычно называемому «религия», можно подойти с пяти сторон. Они обнаруживаются во всех письменных и дописьменных обществах, которые до сих пор удалось изучить. Эта сравнительная религиозно-феноменологическая модель была более тщательно представлена и применена на практике в монографии Юхи Пентикяйнена «Устные сказания и представления о мире» (Академия наук и искусств Финляндии, FFC No. 219, Хельсинки, 1978):

1. Когнитивное измерение религии включает в себя факторы сознания и мышления, такие как представление о вселенной и мире, система ценностей, вера в существование «божественного», то есть одного или нескольких богов или в других сверхъестественных существ или сверхъестественные силы, которые, как считается, следят за судьбами людей, их потребностями и ценностями. Религии обычно сопровождаются преданиями, передаваемыми от одного поколения другому или от одного человека к другому, включая повествования, мифы и верования, касающиеся «иного».

Что касается источников, основное различие можно провести между письменными и дописьменными религиями. Но как устно пересказываемые мифы дописьменных религий, так и хорошо систематизированная теологическая догматика канонических текстов «книжных религий» и все религиозные философии — все они имеют это религиозное измерение. Оно часто выражается в виде кратко сформулированных «символов веры», или кредо, которые публично провозглашаются последователями во время миссионерской деятельности таких духовных миссионерских религий, как, к примеру, Христианство, Ислам и Буддизм.

2. Уровень воздействия, или эмоциональный уровень, обозначает религиозные чувства, установки и опыт. Люди обычно ощущают свою зависимость от чего-то сверхъестественного и в то же время чувствуют некую связь с ним. Религиозный опыт — это вид взаимодействия между естественным и сверхъестественным, состояние, в котором религиозный человек, или скорее традиция, проявляющаяся через него, реализует встречу с одним из сверхъестественных персонажей или одной из сверхъестественных сил, доминирующих в религиозных верованиях человека.

3. Конативный или поведенческий аспект религии на уровне действий рассматривается как форма поведения. Сюда входят ритуалы, разного рода условности, такие как жертвоприношения, молитвы, заговоры и заявления, с помощью которых человек, группа или общество могут методами, вытекающими из традиции, достигнуть определённого духовного единения или связи со своими сверхъестественными персонажами.

Ещё одна важная часть конативного измерения касается морали. Кроме ритуалов и обрядов религия обычно предполагает определённое этическое поведение. Это проявляется, например, в соблюдении определённых норм с целью достижения заявляемых ценностей, обретения обещанного данной религией воздаяния или возможного наказания за нарушение норм и существующих запретов.

4. Социальный фактор представляет собой фундаментальную составляющую любой религии. Религия обычно предполагает существование группы или сообщества, долг которого — оберегать религиозные представления последователей, вместе выполнять определённые задачи, а также контролировать культовые действия и нравственное поведение верующих.

Члены таких сообществ в более крупном масштабе, иногда размером с целое государство, или же в форме малых групп обычно совместно работают над достижением общих целей в этом или в «ином» мире, возложенных на них их общей религией. Хотя религиозное поведение даже сегодня очень социально и контролируется, официальные религии во многом потеряли прежнюю значимость. Вместо этого значение придаётся личной неосознанной и неустановившейся религиозности, и, соответственно, на смену многим функциям традиционных церквей пришли менее формальные культы.

5. На культурный уровень часто не обращают внимания, но это очень влиятельный и многогранный фактор для каждой религии. По сути, он проявляется в зависимости религии как во времени, так и в пространстве от экологической, социальной и культурной среды, в которой практикуется религия.

Две самые важные переменные «религий как культур» — это язык и этническая принадлежность. Следует особо учитывать, что для многих людей религия значит скорее «особый уклад жизни» или «стиль жизни», чем исповедание каких-то догматов или следование кредо. В современном мире сознаваемые национальные, этнические и зональные переменные даже так называемых «мировых религий» приобретают важность, когда люди обретают новую религиозно-социально-культурную идентичность после переезда в иное окружение, как, например, беженцы в новой стране и среде, или люди, прибывшие из сельской местности в город, или иммигранты на улицах или в гетто мегаполисов третьего мира.

Вывод, который следует из всего рассмотренного нами выше, состоит в том, что понятие «религия» следует освободить от его теоретических и свойственных западной цивилизации коннотаций, а не пытаться втиснуть глобальный феномен во всей широте его проявлений в определение, которое этому феномену явно не подходит.

Мы приведём общее описание предыстории, вероучения и практик Саентологии, а потом рассмотрим Саентологию в разрезе пяти измерений религии, выделенных нами выше.

IV. Религиозно-философские предпосылки Саентологии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ