II.
СИСТЕМА ВЕРОВАНИЙ

В отношении системы верований Саентологии существует огромное количество материалов религиозного содержания, сквозь которые учёному нужно проложить свой путь. Далее, учёный должен отдавать себе отчёт в том, что Саентология, как и всякая другая религиозная традиция в истории человечества, является по своему характеру органической и прошла и продолжает проходить эволюционный путь развития. Можно упомянуть такие основополагающие труды Л. Рона Хаббарда, как «Дианетика: современная наука о разуме», «Саентология: основы жизни» и «Лекции в Финиксе», плюс многотомные руководства по обучению и управлению, но это только верхушка айсберга основополагающих трудов по Саентологии. В основе всего лежат работы Л. Рона Хаббарда, единственного источника вдохновения для всех саентологических доктрин, относящиеся к одитингу и обучению.

Мои беседы с саентологами и мои исследования их трудов показали, что члены Церкви придерживаются основного кредо, в котором они утверждают, что в основе своей человечество — доброе, что дух может быть спасён и что исцеление как физически, так и духовно больных людей начинается с духа. В целом, кредо Саентологии гласит:

Мы, в нашей Церкви, верим, что:

Все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права.

Все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев.

Все люди имеют неотъемлемое право на собственную жизнь.

Все люди имеют неотъемлемое право на душевное здоровье.

Все люди имеют неотъемлемое право защищать себя.

Все люди имеют неотъемлемое право создавать, выбирать, поддерживать любые организации, церкви и правительства и помогать им.

Все люди имеют неотъемлемое право свободно мыслить, свободно выражать свои собственные мнения, а также высказываться по поводу мнений других людей или выражать своё несогласие с ними.

Все люди имеют неотъемлемое право создавать себе подобных.

Душа человека имеет права человека.

Изучение разума и излечение болезней, вызванных разумом, не должны отделяться от религии, и нельзя смотреть сквозь пальцы на осуществление этой деятельности в нерелигиозных областях.

И никакая сила, меньшая, чем Бог, не может приостановить действие этих прав или отказать в них — открыто или скрыто.

И мы, в нашей Церкви, верим, что:

Человек в основе своей хороший.

Он стремится выживать.

Его выживание зависит от него самого, от его ближних и от достижения им братства со Вселенной.

И мы, в нашей Церкви, верим, что законы Бога запрещают человеку:

Разрушать себе подобных.

Разрушать душевное здоровье других.

Разрушать или порабощать души других.

Разрушать или уменьшать выживание своих товарищей или групп.

И мы, в нашей Церкви, верим, что:

Дух может быть спасён.

И лишь дух может спасти или исцелить тело.

Это кредо развивает и дополняет учение Саентологии о восьми динамиках. Динамики — это побуждения, движущие силы или импульсы к выживанию на уровнях самого себя, сексуального влечения (в том числе воспроизведения потомства в рамках семьи), группы, всего человечества, всех живых существ, всего материального мира, духа и, наконец, Бесконечности или Бога. В отличие от некоторых популярных описаний Саентологии, Церковь всегда сохраняла веру в духовное начало, в частности, в Высшее Существо. Самые ранние издания книги «Саентология: основы жизни» уже содержали ясное утверждение: «Восьмая динамика — это стремление к существованию в качестве Бесконечности. О ней говорят ещё и как о Верховном Существе». («Саентология: основы жизни», стр. 39.) Предполагается, что средний верующий за время своей приверженности к Саентологии наиболее полно реализует себя во всех восьми динамиках и, таким образом, развивает в себе понимание Высшего Существа или, как предпочитают говорить саентологи, Бесконечности.

Саентологи определяют духовную сущность человечества как «тэтан», что является эквивалентом традиционного понятия души. Они верят, что тэтан бессмертен и принимал форму различных тел в прошлых жизнях. Доктрина Саентологии о прошлых жизнях имеет много общего с буддийским учением о сансаре или переселении душ. Более подробно о душе будет сказано в разделе III А.

Саентологи определяют духовную сущность человечества как «тэтан», что является эквивалентом традиционного понятия души.

Кредо Саентологии можно сравнить с классическими раннехристианскими византийскими никейскими верованиями (325 г. нашей эры), Лютеранской Аугсбургской конфессией (1530 г. нашей эры) и Пресвитерианской Вестминстерской конфессией (1646 г. нашей эры), так как, подобно этим ранним верам, Саентология объясняет верующему, в чём состоит конечный смысл жизни, формирует и определяет принципы поведения и богослужения в соответствии с этой верой и определяет группу приверженцев, которые присоединяются к этой вере. Подобно классическим верованиям, кредо Церкви Саентологии придаёт значение трансцендентальным реальностям: душе, духовной аберрации или греху, спасению, излечению с помощью духа, свободе верующих и духовному равенству всех.

Следуя своему кредо, саентологи проводят различие между «реактивным» или пассивным (подсознательным) умом и «аналитическим» или активным умом. Реактивный ум регистрирует то, что приверженцы веры называют «инграммами», которые представляют собой духовные следы перенесённых в прошлом боли, травмы или удара. Считается, что реактивный ум сохраняет инграммы, возникшие в эмбриональном состояния человека и даже ещё раньше, в предшествовавших жизнях. Теологическое понятие «инграмм» очень похоже на буддийскую доктрину о «нитях запутанного клубка», которые являются последствием предшествовавших инкарнаций и которые мешают достижению просветления. Саентологи считают, что пока человек не освободится от этих инграмм, его способность выживать на уровнях восьми динамик, его счастье, разум и духовное благосостояние будут и далее находиться в серьёзно повреждённом состоянии. Эта вера или духовное знание лежит в основе стремления и готовности приверженцев проходить через многие уровни одитинга и обучения, которые являются основной религиозной практикой Саентологии. В разделе III я более подробно рассмотрю одитинг и обучение. Неофита или начинающего процесс одитинга и обучения называют «преклир», а того, кто уже освободился от всех инграмм, — «клир». Такое различие можно сравнить с христианским различием между грехом и благодатью и буддийским различием между непросветлённостью (санскрит, авидья) и просветлённостью (бодхи).

Саентологи не говорят о «клировании» исключительно в смысле индивидуального благополучия. Их вера заключается в том, что одитинг и обучение оказывают положительное влияние на всю семью данной личности, её группу, окружение и сферу влияния. Иными словами, положительный эффект имеет место на всех восьми уровнях «динамик». Саентологи также верят, что они несут ответственность за улучшение мира вокруг себя и помощь другим в достижении состояния «Клир». Они верят, что, когда достаточно людей достигнет состояния Клир, главная цель Саентологии, провозглашённая Л. Роном Хаббардом, будет достигнута: «Цивилизация, в которой нет безумия, преступности и войны, где способный может процветать и где честный может иметь права, и где человек свободен подняться до больших высот». (Л. Рон Хаббард, «Саентология 0-8: книга основ», стр. 3.) В своём стремлении устранить условия, ведущие к недоверию, войне и самоуничтожению, Саентология ничем не отличается от всех остальных миссионерских или евангелических религий, а именно: буддизма, иудаизма, христианства и ислама.

Три аспекта главной цели Саентологии — «клирования», или очищения, планеты для создания новой цивилизации — демонстрируют, что система верований Церкви полностью соответствует моделям великих исторических религий прошлого и настоящего. Этими тремя аспектами являются: 1) миссионерский характер Церкви, 2) её универсальность и 3) свойственная ей высшая степень озабоченности и приверженности.

1. Во-первых, религиозные поиски Саентологии можно представить себе как священную миссию, адресованную и доступную всем и каждому. Например, библейским пророкам, таким как Амос, Исайя и Иеремия, были дарованы откровения о том, что они облечены миссией обращаться ко всем народам со словами о мире, справедливости и любви. Таким же образом буддийские миссионеры со второго века до Рождества Христова ощущали в себе призвание распространять послание Будды на Дальнем Востоке, в том числе в Китае, Индокитае, Индонезии, Корее и Японии. Сегодня японские буддийские миссионеры распространяют своё учение в Европе и Северной, Центральной и Южной Америке. Иисус из Назарета тоже верил, что его доктрина имела миссионерскую цель; поэтому он посылал своих учеников ко всем народам. Миссионерский аспект ислама настолько силён, что в настоящее время это самая быстрорастущая религия в мире, особенно в Африке и Восточной Азии. В своём миссионерском стремлении осуществить «клирование» планеты с целью создания новой цивилизации усилия Саентологии полностью соответствуют моделям великих исторических религий.

2. Во-вторых, Саентология понимает свою миссию как вселенскую. С этой целью она стремится открывать миссионерские центры во всех частях света, чтобы сделать технологию одитинга и обучения общедоступной. Наиболее очевидная историческая параллель в традиционной религии — обращение Иисуса к своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Евангелие от Матфея 28:19). В восьмом веке до Рождества Христова еврейский пророк Амос был призван донести слово божье не только до Иудеи и Израиля, но и до Дамаска, Газы, Аскалона, Тира, Сидона и Эдома. Все это были «языческие» ханаанские города-государства, не разделявшие веру Израиля в Бога Отцов (Амос, главы 1–2). Сегодня мусульмане учреждают полномасштабные мечети в таких городах, как Лондон, Лос-Анджелес, Торонто и даже Сеул, потому что они верят в универсальную ценность слова пророка Мухаммеда. Аналогично буддийские и индусские духовные лидеры Веданты несут свои священные учения и образ жизни на наши берега, так как они убеждены в том, что их учения имеют универсальную применимость. Опять-таки, в этом отношении Саентология следует моделям исторических религий в своём стремлении к всемирному распространению технологии одитинга и обучения, которая, по мнению миссионеров Саентологии, принесёт пользу всему человечеству.

Саентология следует моделям исторических религий в своём стремлении к всемирному распространению технологии одитинга и обучения, которая, по мнению миссионеров Саентологии, принесёт пользу всему человечеству.

3. В-третьих, особая цель Саентологии заключается в том, чтобы помочь наибольшему количеству людей достичь состояния «Клир» с тем, чтобы течение цивилизации могло повернуться к лучшему. Эта цель характеризуется наивысшей важностью и приверженностью. Каждая из великих исторических религий содержит центральный стержень учения, который порождает в своих последователях непреодолимое стремление к выполнению своей религиозной миссии во всемирном масштабе. Это сопровождается чувством безотлагательности и личной причастности.

Для буддиста это стержневое учение составляет религиозное понятие «освобождения» (мокша) от запутанных уз страстных желаний в обмен на дар блаженства свободного от собственного эго мышления (нирвана). В основополагающем буддийском труде «Дхаммапада» Будда заявляет: «Все стропила [моего старого дома] сломаны, балка, поддерживающая крышу, надломлена; мои мысли очищены от иллюзий; избавление от страстных желаний достигнуто» (раздел 154). Достижение высот подобного пробуждения — это то, что побуждало и побуждает каждого буддийского монаха и миссионера.

Как я уже отмечал выше, вера Саентологии в существование прошлых жизней тесно связана с буддийской идеей сансары; аналогично понятие Саентологии «клирование» очень похоже на буддийскую веру в мокшу. Подобно тому как буддийские миссионеры в прошлом стремились помочь всем разумным существам достигнуть «освобождения» от страстных желаний земного существования, так и миссионер-саентолог стремится помочь всем и каждому достичь состояния «Клир» и избавиться от инграмм, мешающих вселенскому выживанию, миру и изобилию.

Японские дзэн-буддисты стремятся достичь состояния сатори, или «пробуждения», для всего человечества, и сила этого верования привела их к учреждению монастырей в Северной, Центральной и Южной Америке и Европе. Убеждённость мусульман в истинности слова пророка Мухаммеда, кратко суммированная в великой шахаде «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его», даёт миссионерам Ислама силу убеждённости в их поисках новообращённых в мировом масштабе. В библейской традиции наиболее непреодолимой стержневой верой, которая стимулировала и до сих пор стимулирует миссионерскую деятельность, является твёрдая вера в то, что Бог желает окончательного спасения и искупления грехов всего человечества. Таким образом, библейский пророк Исайя видел спасение Богом всех народов как создание нового божественного Иерусалима на земле, в котором все люди будут поклоняться одному настоящему Богу (Исайя, 66:22-23).

В Новом Завете искупление, достигнутое Богом в Иисусе Христе, рассматривается апостолом Павлом не просто как спасение христиан или даже всего человечества, а как залог универсального освобождения, восстановления и воссоздания самого космоса (Послание к римлянам, 8:19-23). В этом контексте вера Саентологии в миссию «клирования» планеты с целью создания обновлённой цивилизации соответствует той высшей убеждённости, которая характеризует побуждение и веру всех великих исторических религий мира.

III. Религиозные практики
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ