III. Обрядовая практика

1. Теоретическое определение тэтана предполагает и определённые ритуальные явления. Со всеми оговорками мы можем говорить в данном случае о самом настоящем культе тэтана, принимая во внимание, что именно понятие «тэтан» придаёт Саентологии её уникальность. Иными словами, церковные церемонии и службы, священники, символика и т.д. — все эти атрибуты при сравнении с тэтаном выполняют вспомогательную роль, тогда как обряд распознавания тэтана (или «одитинг», на котором я остановлюсь ниже), является фундаментальным. Мы можем также принять, что эти «вспомогательные атрибуты» просто заимствованы из христианской религии, хотя Саентология по направлению больше тяготеет к «сравнительной религии».

Это не означает, что мы здесь столкнулись с двумя разными основами, поскольку «сравнительная религия» есть просто непроизвольное сужение неевропейских или дохристианских культурных выражений, предшествующих христианской религиозной тематике (во всяком случае, в том смысле, в каком термин «сравнительная религия» используется Хаббардом). Кроме того, в феноменологическом смысле Саентология воплощает в себе восточное отображение религиозной темы, делающей акцент на тэтане (т.е. на самом индивидууме), а не на Боге или каких-либо сверхъестественных силах, благодаря приданию «божественного» свойства тэтану (который в любом случае является сверхчеловеческим существом), а также по внешней и реально существующей аналогии с другими (в особенности, восточными) религиями и самим Христианством.

Как бы то ни было, ритуалы Саентологии включают в себя церемонию наречения (вместо крещения), а также брачную и похоронную церемонии в дополнение к процедурам, направленным на пробуждение сознания тэтана и возрождение его взаимоотношений с вселенной (это прежде всего одитинг и отчасти — церковные службы).

2. С феноменологической точки зрения одитинг является обрядом посвящения, хотя он проводится на всех уровнях саентологической религии. В Саентологии это обряд вступления, во время которого человек впервые получает знание о тэтане. Субъективная оценка в Саентологии может отличаться от объективной оценки религиозной феноменологии. Вообще же в саентологической литературе одитинг по большей части представлен как «пасторская консультация», нежели как обряд, если сравнивать с христианской религией, и он больше похож на услугу духовного наставника (как в католичестве), нежели на ритуал, совершаемый священником. А всё потому, что каждый человек должен узнать себя как тэтана, причём это знание должно быть субъективным. Это процесс отдалённо напоминает психоанализ, однако саентологи предпочитают сравнивать его с практиками Дзэн (Чань).

Обряд одитинга проводится в «сессиях» определённой продолжительности (как мы и сказали, это ритуал). Священник именуется «одитором», а тот, кто получает одитинг — «преклиром». Терминология одитинга, насколько это возможно, исключает восприятие этого обряда как обряда посвящения, как если бы это была просто обычная непринуждённая беседа, пусть даже и сопровождаемая терапевтическим эффектом. То, как именуется посвящаемый, восходит опять же к смыслу слова «преклир» — тот, кто ещё не является Клиром, но находится на пути к нему.

Посвящение происходит постепенно, как в древних эзотерических религиях и в Христианстве, где совершенство достигается шаг за шагом (сначала крещение, затем конфирмация, причастие), подобно обряду вступления, конфирмации и принятию святой пищи от священника в Христианстве, благодаря чему происходит воссоединение человеческой плоти с телом Христовым.

Процесс приведения человека из состояния преклира в состояние Клир и выше понимается как процесс освобождения («релиз»), и слово «релиз» используется для обозначения человека, находящегося в этом процессе, каждый шаг которого называется «ступень релиза», и так вплоть до состояния Клир.

Клир — это «святой» человек или тот, кто стремится к «святости». Саентологи предпочитают сравнивать Клира с буддийским архатом («преподобным», буддистом, достигшим нирваны) и бодхисаттвой (буддистом, который остался поглощённым земными заботами с целью помочь другим достичь нирваны). Однако Клир также сравнивается с «компьютером» в том смысле, что он обрёл способность бесстрастно справляться с любой проблемой, если обладает всеми необходимым данными. Образное сравнение с компьютером очень часто используется в литературе по Саентологии, которую саентологи называют «религией космического века».

В книгах по Саентологии говорится и об электрометре, изобретённом Хаббардом. Мы можем считать его церковным инструментом современной эпохи, эпохи электроники. Итак, электрометр — это электроизмерительный прибор, объективно регистрирующий духовные страдания и последующий уровень релиза, достигаемого преклиром в сессии одитинга.

Саентологическая проповедь, которая является центральным моментом церковной службы, не навязывает слушающим никаких догм и не обрушивает на них обещаний адских мук. Она скорее похожа на разумное утверждение.

3. Церковные службы, проходящие в церквях Саентологии, немногим отличаются от служб различных протестантских конфессий, существующих в Америке. Своеобразие Саентологии заключается не столько в форме, сколько в содержании. Саентологическая проповедь, которая является центральным моментом церковной службы, не навязывает слушающим никаких догм и не обрушивает на них обещаний адских мук. Она скорее похожа на разумное утверждение. В саентологической проповеди догмы заменены аксиомами Хаббарда, а единственная «угроза» — это «ад в жизни» в результате неприменения принципов Саентологии. Во время саентологических служб звучит также молитва, представляющая собой торжественное обращение к сверхъестественному источнику, который, как считается, может выполнять обращённые к нему просьбы. Этот ритуал, рекомендованный в церковной литературе по Саентологии, призывает создателя вселенной 1) дать людям возможность осознать свою духовную природу и познать создателя вселенной, чтобы достичь «полной свободы» (эта молитва носит название «Молитва о полной свободе»); 2) защитить права человека с тем, чтобы все люди могли свободно верить, отправлять религиозные обряды, а также избавить их от войны, бедности и нужды. В завершающих словах молитвы явным образом упоминается Бог: «Да позволит Бог, чтобы так оно и было».

4. Ни брачная, ни похоронная церемония, коих в обрядовой практике Саентологии существует несколько видов, не исходят из теоретических потребностей тэтана. Согласно саентологической литературе, только обряд наречения новорождённого, занимающий в Саентологии такое же место, как и крещение в Христианстве, имеет прямое отношение к тэтану.

Вот как описывается этот обряд: «Главная цель Церемонии наречения — помочь тэтану сориентироваться, т.е. определить своё местонахождение. Совсем недавно он взял себе новое тело. Он понимает, что это тело принадлежит ему, и что он им управляет. Однако его никто и никогда не знакомил с его собственным телом. Он знает, что вокруг него есть множество взрослых людей, но ему ещё никто не говорил, что некоторые из них будут заботиться о его теле до тех пор, пока оно не разовьётся в достаточной мере, чтобы он мог самостоятельно управляться с ним». Иными словами, это обряд, во время которого тэтана знакомят с его телом, родителями, крёстными и остальными прихожанами.

5. В соответствии со своей религиозной природой, Саентология использует отличительные символы, такие как саентологический крест, который носят священники Церкви и который можно видеть повсюду в Церкви. Это обстоятельство сразу указывает на то, что в данном случае мы имеем дело с религией.

IV. Заключение
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ