I. Функциональные определения

Функциональное определение — это такое, когда внимание концентрируется на том вкладе, который данное явление предположительно вносит в стабильность и/или выживание социальной или культурной единицы. Соответственно, можно продемонстрировать, что некое явление является функциональным для различных единиц, начиная с отдельного человека и заканчивая всем миром. Тот факт, что такой способ определения порождает множество философских проблем и занимает умы многих логиков, не помешал ему достичь популярности среди социологов, особенно в связи с религией.

Можно сказать, что религия обладает функциональной способностью:

а) на личном уровне — помогать людям справляться с проблемами личной неуравновешенности, селф-идентности, смысла жизни, моральных соображений и т. д.

б) на уровне общины — объединять потенциально неустроенных людей в группы и ассоциации, которые дают направление и смысл в личной жизни, а также являются полезными отправными точками в больших обществах, где человек может чувствовать себя уязвимым по отношению к всемогущей бюрократии или системе.

в) на уровне общества — предоставлять законное обоснование господствующему социальному порядку; служить вознаграждением за лишения; быть этическим регулятором взаимосвязи между основными социальными институтами.

Основные саентологические учения о духовной природе тэтана (духовного существа) и о восьми динамиках, практические цели её обучающих курсов и духовных консультаций и почтительный, заставляющий задуматься тон некоторых саентологических церемоний — всё это убеждает меня в том, что, как и другие религии, Саентология может быть с пользой описана как функциональная на каждом из указанных выше уровней.

Основные саентологические учения о духовной природе тэтана (духовного существа) и о восьми динамиках, практические цели её обучающих курсов и духовных консультаций и почтительный, заставляющий задуматься тон некоторых саентологических церемоний — всё это убеждает меня в том, что, как и другие религии, Саентология может быть с пользой описана как функциональная на каждом из указанных выше уровней. Разумеется, это не к тому, что только религии обладают этими функциями. Это просто к тому, чтобы показать, что, во-первых, Саентология действительно разделяет их с другими религиями и, во-вторых, её конкретные способы их выполнения по внешним атрибутам и целям более тесно сродни основанным на здравом смысле определениям религии, чем, скажем, политическим группам или ведомствам социального обеспечения.

Определение религии с точки зрения её функций может быть полезным в некоторых случаях социального научного анализа: оно может пролить свет на множество интересных аспектов её разнообразных вкладов в социальную жизнь. Принимая во внимание очевидные трудности разграничения с этой точки зрения религии и идеологии, функциональное определение, однако, не может далеко продвинуться в том, чтобы подчеркнуть отличительные черты религии. По этой причине определение по сущности может быть более полезным.

II. Определения по сущности
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ