III.
АНАЛИЗ САЕНТОЛОГИИ КАК РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

III.I. Саентология подходит под определение любой религиозной традиции

Многие учёные в области религиоведения определяют религию исключительно с точки зрения её функций. Пожалуй, если говорить о функциональном определении религии, самое широкое распространение и признание получили описание религии философом Паулем Тиллихом как «состояния поглощённости предельной заботой» о смысле бытия и её характеристика историком Фредериком Дж. Стренгом как «способа достижения предельной трансформации». При таком подходе любая забота, по сравнению с которой все прочие заботы являются второстепенными, и любая сила, способная открыть человеку его сущность, подлинное «Я», могут считаться религиозными по своему смыслу и цели. Подобные функциональные подходы к научному определению религии аналогичны юридическому определению религии, сформулированному в деле Сигер против Соединённых Штатов (380 U.S. 163 (1965)), в котором говорится, что «к религиозному воспитанию и вере относятся такие искренние и исполненные смысла верования и убеждения, которые занимают в жизни человека такое же место, что и традиционная вера в Верховное Существо».

Ни в коей мере не умаляя научную ценность и юридическую точность такого функционального подхода к религии, я полагаю, что для целей моего исследования больше подходит более узкое определение религии. По аналогии с подходом многих других учёных в области религиоведения, я определяю религию по существу как любую систему верований и практик, объединяющую отдельных людей и целые группы с трансцендентной (выходящей за рамки обычного опыта) основой их бытия. В этом определении все аспекты имеют значение, поскольку они указывают на важные, неотъемлемые составляющие всякой организованной религиозной традиции. Каждая религия является системой верований и практик. Религия предлагает путь познания мира во всех его тайнах и всём его значении и участия в нём. Каждая религия поддерживает отдельных людей и группы и помогает им. Любая религия объединяет людей в общину на основе их общих взглядов и действий. И самое главное, каждая религия берёт начало в трансцендентной основе. Под «трансцендентной основой» я подразумеваю разграничение, которое обычно проводится в религии между обычным миром и сверхъестественной сущностью или силой, которая объединяет и дополняет наш обычный мир. Зачастую в религии об этой «трансцендентной основе» говорят как о Священном, Божественном или Бесконечном и называют Богом, Аллахом или Брахмой. Но какие бы ни были придуманы имена и толкования, каждая религия заявляет о существовании некой первичной реальности, дающей ответы на важнейшие вопросы человеческого бытия. Отличительной чертой каждой религии является установление связи с этой первичной реальностью.

Бесспорно, Саентология, как форма «поглощённости предельной заботой (о смысле бытия)» и как «способ достижения предельной трансформации» подходит как под функциональное, так и под юридическое определение религии. И, конечно же, Саентология подходит и под предложенное мною более узкое научное определение религии. Саентология являет собой систему верований и практик, объединяющую отдельных людей и целые группы с трансцендентной основой всего бытия. Если говорить точнее, в Саентологии присутствует обязательная (sine qua non) характеристика, присущая любой религии, а именно: Саентология заявляет о том, что бытие человека имеет трансцендентную основу, и подразумевает исключительно духовное толкование этой трансцендентной основы.

Саентологи считают, что целью человека является выживание по восьми динамикам или направлениям. Они изображают эти восемь взаимосвязанных динамик в виде концентрических кругов, расходящихся из общего центра; при этом Первая динамика (стремление к выживанию самого индивидуума) последовательно окружена и дополнена динамиками коллективного и духовного бытия, имеющими более широкий охват.

Саентологи считают, что целью человека является выживание по восьми динамикам или направлениям. Они изображают эти восемь взаимосвязанных динамик в виде концентрических кругов, расходящихся из общего центра; при этом Первая динамика (стремление к выживанию самого индивидуума) последовательно окружена и дополнена динамиками коллективного и духовного бытия, имеющими более широкий охват. Итак, существование по каждой из динамик направлено к духовному первоисточнику жизни и предназначения и является его частью. Первая динамика — это стремление к выживанию в качестве индивидуума. Вторая динамика — стремление к выживанию путём сексуальных отношений и воспитания детей. Третья динамика — стремление к выживанию в группе индивидуумов. Четвёртая динамика — стремление к выживанию всего человечества. Пятая динамика — стремление к выживанию всех форм жизни. Шестая динамика — стремление к выживанию физической вселенной. Седьмая динамика — стремление к выживанию в качестве духовной вселенной. Наконец, Восьмая Динамика — это стремление к выживанию посредством Верховного Существа или Бесконечности. Таким образом, тогда как первые шесть Динамик в основном касаются духовного благополучия в повседневной, будничной жизни, Седьмая и Восьмая динамики связывают воедино все грани повседневной жизни и духовные измерения реальности, которые выходят далеко за пределы материального мира и повседневных социальных отношений.

Седьмая Динамика в Саентологии подтверждает наличие духовного аспекта существования, который выходит далеко за пределы физического тела и материального мира. Такое представление о человеке как о духовном существе тесно связано с понятием вечного Атмана в Индуизме и бессмертной души в Христианстве. Согласно саентологическому представлению, сам человек не является телом, и уж тем более не является тем, что обычно используют для украшения или продления жизни в физическом теле. Сам человек — это духовное существо, изначально хорошее, которое использует физическое тело и управляет материальным миром. Саентологи называют это бессмертное духовное существо словом «тэтан». Теоретически, находясь в полностью работоспособном состоянии, тэтан имеет неограниченные знания и силу. Однако тэтан не может свободно и в полной мере действовать как таковой, находясь «в состоянии причины», пока он не освободится от умственных барьеров и их пагубных физических и психологических последствий, накопленных в течение многих прошлых жизней, прожитых им в физическом теле. Эти умственные барьеры, которые саентологи называют инграммами, должны быть стёрты, прежде чем тэтан сможет вновь обрести свою способность к созиданию и мудрость. Процесс стирания инграмм, который в Саентологии называется «клированием» (от англ. clear — очищаться, становиться ясным), был разработан и усовершенствован мистером Хаббардом в рамках технологии духовного исцеления — Дианетики — и прикладной религиозной философии — Саентологии.

Восьмая Динамика в Саентологии подтверждает наличие духовной составляющей бытия, которая выходит далеко за пределы эмпирического «Я» и физической вселенной. Саентологи не заявляют ни об установлении полного технологического контроля над этим высшим духовным началом, ни о его полном философском осмыслении. Однако такая сдержанность имеет давнюю историю и занимает весьма почётное место в мировых религиях. Книжник Древней Иудеи даже и не осмеливался писать имя Бога из благоговения перед его «Славой Божией». Средневековый христианский богослов говорил о Боге лишь «языком отрицания», осознавая трансцендентную инакость Бога. Древнекитайский мудрец утверждал, что «Дао постижимый не есть истинный Дао». Средневековый индийский мистик обращался к Высшему Существу как к «Тому, перед кем бессильны всякие слова». Саентология проявляет такую же освящённую временем религиозную сдержанность, когда она ясно заявляет о том, что люди достигают бесконечного выживания «посредством Верховного Существа» или «Бесконечности», но не даёт этому утверждению полного объяснения.

III.II. Саентология придерживается целей,
присущих всякому религиозному исканию

Любая религия представляет собой поиск спасения. И действительно, потребность в религии возникает в первую очередь из осознания того факта, что не всё правильно в нашем мире. Каждый человек живёт под дамокловым мечом смерти, угрожающей обратить в ничто всё, что имеет для него значение. Возможно, культурные идеалы и социальные институты и улучшают состояние и ценность человека, но не везде и не навсегда. Дела, которым люди отдают себя, обращаются в прах. Все империи, которые воздвигают люди, ждёт падение. А каждая религия обещает путь, идя по которому человек либо преодолевает беспорядок и разрушение, которые, как кажется, преследуют его всю жизнь, либо вовсе от них избавляется. Мировые религии расходятся во мнениях о том, следует ли идти по этому «пути» в одиночку или в общине, является ли его прохождение человеческим или божественным достижением и где человека ждёт воздаяние за прохождение этого пути — здесь, на земле, или на небесах. Но каждая религия обещает спасение от смерти и бессмертие всем, кто усваивает духовные наставления и овладевает духовным знанием жизни.

Спасение не сводится к окончательной победе над смертью в каком-то ином мире или в будущей жизни. Религии предлагают спасение от душевного смятения, физических страданий и безнравственности, которая разрушает человеческую жизнь в этом мире и в этой жизни. Религии обычно обещают наделить человека силой и научить его справляться с критическими жизненными ситуациями. Религии предлагают поддержку и утешение тем, кто дошёл до предела своих умственных способностей, физических сил и кто перестал отличать добро от зла. Одним словом, религии созданы для того, чтобы принять на себя «непосильную ношу» человеческих неудач, страданий и порочности.

Саентология не только обещает спасение от смерти, но и предлагает практический путь для преодоления неудач и избавления от страданий и порочности... По мнению саентологов, эти проблемы, одолевающие человека, являются в основе своей духовными, а не просто физическими или умственными.

Подобно другим религиям, Саентология не только обещает спасение от смерти, но и предлагает практический путь для преодоления неудач и избавления от страданий и порочности. Классическое определение Саентологии, которое можно найти на форзаце большинства публикаций по Саентологии, непосредственно касается этих трёх явлений, больше всего угрожающих благополучию человека: «Саентология — это прикладная религиозная философия и технология, позволяющая разрешить проблемы духа, жизни и мышления». По мнению саентологов, эти проблемы, одолевающие человека, являются в основе своей духовными, а не просто физическими или умственными. В основе лежит деградация духа, или, строго говоря, тэтана, которая ослабляет тело и затмевает разум. Однако Саентология предлагает способ избавления тэтана от хранящихся в его подсознании воспоминаний о катастрофах, которые тэтан пережил в прошлых жизнях, а также от расстройств, пережитых им в этой жизни, которые притупляют его сознание и парализуют способности. Таким образом, цель Саентологии — освободить человеческий разум, тело и дух от всех аберраций и отклонений.

Подобно другим религиям, Саентология — это поиск спасения, охватывающего как «загробную жизнь», так и жизнь в этом мире. Поиск спасения в Саентологии происходит главным образом во время духовных бесед, объединённых под общим названием «одитинг». Одитинг — это процесс, имеющий некоторые сходства с исповедью в западных религиях и медитативными практиками в восточных религиях. Одитинг очищает и выравнивает внутренний мир тэтана. На начальных этапах одитинга работа сконцентрирована вокруг духовных динамик самого человека, его семьи, общественной жизни и его прошлого и нацелена на то, чтобы делать людей жизнеспособными и счастливыми. Последующие уровни одитинга и обучения углубляют духовное осознание и повышают способности человека и в конце концов дают тэтану способность действовать независимо от физического тела и материальной вселенной. Коротко говоря, Саентология обещает достижение счастья в этой жизни и бессмертие тем, кто проходит саентологический «Мост к полной свободе».

В заключение отметим, что саентологи не ограничиваются тем, что обещают духовное благополучие, достигаемое благодаря «клированию», лишь отдельным людям. Конечной целью духовной процедуры одитинга является «клирование всей планеты», благодаря чему на земле воцарится всеобщее человеколюбие и вечный мир. Саентология представляет одитинг как «духовную технологию», позволяющую устранить глубинные духовные причины враждебности, предубеждений, неспособности, несправедливости, войн и эксплуатации. Только когда планета будет отклирована, люди придут к «цивилизации, в которой нет безумия, преступности и войны».

III.III. Саентологии присущи характеристики любой религиозной общины

Как показано выше, религия — это не просто личное дело человека. Религия — это социальное и историческое явление, несмотря на то что религии берут своё начало и находят своё место в людских сердцах. Человек черпает религиозный опыт в религиозной общине, которая сохраняет религию и передаёт её от человека к человеку и от поколения к поколению. По существу, любая религиозная община формируется в пределах четырёх явных и взаимосвязанных измерений. Поскольку любая религиозная традиция имеет четыре аспекта — теоретический, практический, индивидуальный и социальный, — то религиозная община структурно определяется как система религиозных верований, религиозных практик, религиозных институтов и религиозных лидеров.

Как и все религии, Саентология имеет чёткий свод религиозных верований. Саентологи знакомятся с этими верованиями благодаря всестороннему индивидуальному и коллективному изучению трудов Л. Рона Хаббарда, относящихся к философии, технологии, этике и вероучению Саентологии. Несомненно, эти труды являются официальным источником религиозных догматов Саентологии. Таким образом, работы мистера Хаббарда образуют священное писание, обладающее в Саентологии таким же непререкаемым авторитетом, как Библия для христиан, Тора для евреев, Коран для мусульман, Книга мормона для Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, или «Наука и здоровье, с ключом к Священному Писанию» для Церкви христианской науки. Сам Хаббард считается основателем Саентологии точно так же, как Мухаммед считается основателем Ислама, а Джозеф Смит — основателем мормонизма.

Саентология имеет чёткий свод религиозных верований. Саентологи знакомятся с этими верованиями благодаря всестороннему индивидуальному и коллективному изучению трудов Л. Рона Хаббарда, относящихся к философии, технологии, этике и вероучению Саентологии.

Как и в других религиях, в Саентологии имеется определённый набор религиозных практик. Саентологи проводят свадебные и похоронные церемонии, а также церемонии наречения в точном соответствии с описанием обрядов Церкви Саентологии. Однако центральное место в религиозной жизни саентологов занимают духовные практики одитинга и обучения. Одитинг и обучение образуют две стороны саентологического «Моста к полной свободе». Саентологический одитинг, который несколько напоминает исповедь в Христианстве и медитацию в Буддизме, не является всего лишь разновидностью психологической консультации или психоанализа. Одитинг — это духовные занятия, во время которых тэтан «очищается» от «инграмм» — освобождается из духовных ловушек, омрачающих его разум и ослабляющих тело. Процесс клирования проходит поэтапно. На каждом последующем уровне одитинга достигается более высокий уровень духовного осознания и способностей. Несомненно, когда достаточное количество людей будет отклировано, можно будет отклировать и всю планету. Стремясь достичь целей одитинга, касающихся индивидуального и всеобщего клирования, саентологи участвуют в выполнении священной миссии, состоящей в донесении духовного послания Саентологии до других людей и предоставлении им одитинга. Как и другие миссионерские религии, такие как Буддизм, Христианство и Ислам, Саентология стремится распространить своё послание и свой путь к спасению по всему миру и, в конечном счёте, по всей вселенной. Саентологическое обучение абсолютно необходимо для выполнения этой всемирной миссии, равно как и для индивидуального духовного просветления самих последователей Саентологии. Обучение представляет собой тщательное изучение под наблюдением персонала церкви произведений и лекций Л. Рона Хаббарда, а также просмотр его фильмов. Как и одитинг, обучение проходит путём последовательных шагов, которые выстроены таким образом, чтобы расширять духовное просвещение и совершенствовать технику одитинга. Наконец, только тот саентолог, который прошёл одитинг и обучение, обладает духовными познаниями и технологией для того, чтобы вести других людей по Мосту к полной свободе.

Как и во всех религиях, в Саентологии создана особая социальная структура организации и управления для оказания помощи её последователям и распространения её послания. Саентологическая организация — это добровольная религиозная община, которая чётко структурирована по религиозным функциям и направлениям религиозной деятельности под чётко организованным иерархическим контролем. Религиозные саентологические услуги предоставляются в религиозных организациях пяти различных видов, в зависимости от уровня одитинга и обучения, предоставляемого в конкретной организации. Обычно организации самого высокого уровня предоставляют все те религиозные услуги, которые предлагают миссии и церкви более низкого уровня. Саентологические миссии предлагают все «маршруты на Мост», а также одитинг на начальных «ступенях» вплоть до состояния «Клир». Саентологические церкви, которые также называются «организациями», расположены в крупных городах и предлагают все «маршруты на Мост», а также обучение вплоть до уровня «Одитор Класса V-выпускник» и одитинг до состояния «Клир». Организации класса сент-хилл и продвинутые организации, которые расположены в Англии, в Лос-Анджелесе, в Копенгагене и Сиднее, специализируются на обучении одиторов и одитинге на промежуточных уровнях «ОТ» (Оперирующий тэтан) вплоть до уровня «ОТ V». Обслуживающая организация Флага в Клируотере, штат Флорида, предоставляет все религиозные услуги вплоть до высших уровней обучения и одитинга, включая «ОТ VII». И, наконец, только в Обслуживающей организации Флагманского корабля предоставляется самый высокий уровень одитинга, «ОТ VIII».

Иерархическая структура Церкви Саентологии имеет религиозные основы и служит религиозным целям. Корпоративная структура Церкви ориентирована на её церковную структуру и в то же время дополняет её. Большинство организаций зарегистрировано как самостоятельные юридические лица. Все они работают под руководством и управлением Международной Церкви Саентологии, материнской церкви этой религии, которая отвечает за её распространение и расширение. Центр Религиозной Технологии — организация, которая отвечает за сохранение «чистоты» прикладной религиозной философии Саентологии и технологии духовного исцеления. Корпоративная модель Церкви Саентологии отражает организационные структуры, преобладающие в современном общественном устройстве, точно так же, как Римско-католическая церковь отражала в своей структуре государственное устройство средневековой феодальной аристократии, а протестантские конфессии отражали государственное устройство современной капиталистической демократии. Однако не стоит смешивать форму организации, которую принимает та или иная религия, и особые религиозные цели, которым она служит.

Управление в Церкви Саентологии основано на сильной религиозной мировоззренческой концепции и авторитете Л. Рона Хаббарда. В отличие от древних религиозных лидеров, таких как Будда и Иисус Христос, мистер Хаббард не является объектом религиозного поклонения среди саентологов, хотя они и выражают ему глубокое восхищение и любовь как своему духовному лидеру. Святыней, скорее, являются прикладная религиозная философия и технология духовного исцеления, открытые и разработанные Хаббардом. Тем не менее, саентологи считают мистера Хаббарда исключительной фигурой в истории человечества и всей вселенной, поскольку именно он открыл путь, пролегающий через саму смерть и те «осколки смерти», которые лишают жизнь присущего ей здоровья и счастья, сверхъестественного знания и способностей. Несомненно, саентологи верят, что Основатель их религии, освободившись после смерти от телесных и земных ограничений, продолжает вести битву за торжество жизни «по ту сторону Моста».

В Саентологии нет такого же широкого круга религиозных служителей, как в более старых религиозных традициях. В соответствии с саентологическими представлениями и практиками, нет нужды в «целителях», «святых», «пророках» или «реформаторах». Однако очень хорошо прописаны функции и роль «священнослужителя» и «духовного наставника». Саентологи называют этих религиозных функционеров священниками и штатными сотрудниками Церкви Саентологии. Саентологические священники должным образом посвящаются Церковью в духовный сан после завершения обязательной программы обучения и интернатуры. Посвящённые в духовный сан священники приобретают право проводить воскресные службы, свадебные церемонии, церемонии наречения, похоронные церемонии, а также предоставлять соответствующие религиозные услуги в рамках духовных практик одитинга и обучения. Штатные сотрудники саентологических организаций обучены для выполнения различных наставнических и административных функций на различных уровнях и в различных отделениях церковных организаций. Некоторые саентологические священники и штатные сотрудники принадлежат к особому религиозному ордену под названием «Морская организация». Члены этого ордена подписывают контракт, обязуясь служить своей религии следующий миллиард лет, и работают сообща, помогая саентологическим миссиям и церквям продвигать людей по Мосту. Тем самым они способствуют достижению цели Церкви Саентологии по клированию планеты и всей вселенной. И наконец, Саентология распространяет свои религиозные убеждения и практики через преданных и хорошо подготовленных прихожан, которые тоже могут предоставлять публике духовный одитинг и соответствующие уровни обучения.

III. IV. Заключение

На основании моего профессионального опыта и результатов научных исследований, приведённых выше, я убедился в том, что Саентология является религией в полном смысле этого слова. Конечно, духовные дисциплины Саентологии и организационное устройство имеют свои особенности, присущие новой религии, которая в стремлении объединить в себе духовность религий Востока и исторические традиции религий Запада образовала новое течение, своего рода «универсальную религию», которая со всем уважением относится к другим религиозным традициям, и в то же время охватывает их все. Как бы то ни было, Саентология совершенно очевидно подходит под научное определение религиозной традиции, явно преследует цели, присущие всякой традиции религиозных исканий, и в ней явно нашли отражение все составляющие религиозной общины.

Саентология совершенно очевидно подходит под научное определение религиозной традиции, явно преследует цели, присущие всякой традиции религиозных исканий, и в ней явно нашли отражение все составляющие религиозной общины.

IV. Анализ Саентологии как общины, отправляющей религиозный культ
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ