I. Саентология как теологическая система

Хотя не все члены Саентологии (как показывает моё общение и многочисленные интервью) считают, что существует особая теологическая система в Саентологии, тем не менее существует по крайней мере два фундаментальных формальных признака, которые указывают на существование теологической системы. Это, во-первых, роль харизматического лидера в основании Церкви и, во-вторых, наличие разработанного религиозного учения и священного знания, которое имеет эзотерическую и экзотерическую часть.

I.I. Харизматический лидер

Основу вероучения и организации Саентологии составляют труды основателя — Рона Хаббарда. Труды Хаббарда — это авторский текст, к которому всегда обращаются и который постоянно изучают. По внутреннему самоопределению Церкви тексты Хаббарда играют роль Писания — священного текста. Итак, харизматический лидер — автор основного текста. Второе обстоятельство, заставляющее видеть в Хаббарде харизматического лидера — это убеждение членов Церкви, что Хаббард первым открыл и прошёл Путь обретения истинной духовной идентичности. Всё, что остаётся ближнему и дальнему окружению — это повторить Путь Хаббарда и опыт Хаббарда, который доступен каждому.

Важно подчеркнуть принципиальную разницу между харизматическим основателем движения и последователями. Для Хаббарда открытый им Путь есть результат его собственной харизмы. Для последователей это длительная работа с помощью детально разработанных сценариев.

Цель сценариев — обретение духовной идентичности, изменение самосознания.

Цель сценариев — обретение духовной идентичности, изменение самосознания. Следует подчеркнуть, что процесс достижения новых уровней самосознания детально регламентирован и авторизован Хаббардом. Для нас важно подчеркнуть, что детальная регламентация и авторизация процедур является важным способом предотвращения расколов. Для новых толкований авторитетных текстов закрыты возможности чрезвычайно простым, но действенным способом. Предполагается, что вся полнота истины открылась в личном опыте Хаббарда. И этот личный опыт связан с технологией достижения истинной духовной идентичности. В отличие от однократного и уникального опыта Хаббарда (как формы) содержанием опыта является технология изменения уровня самоидентификации. И содержание опыта Хаббарда (в смысле технологии) носит принципиально универсальный и повторяемый характер. Задача миссии саентологической церкви — предоставить возможность каждому, кто ощутил внутреннюю необходимость обретения духовной идентичности, пройти путём, открытым Хаббардом.

Каковы же основные черты харизматического лидера саентологического движения, дающие основания считать его религиозным лидером?

Во-первых, основатель движения открыл духовные сущности, духовное знание, которое касается каждого человека.

Во-вторых, с помощью этого знания основатель открыл путь личного спасения.

В-третьих, знание было дано лидеру во всей полноте и никакие дополнения невозможны: любые дополнения только искажают знание и превращают во вредное знание. Отсюда необходимость специального наблюдения за правильным исполнением предписаний основателя.

В-четвёртых, соприкосновение с личным опытом, с личностью основателя, присутствующей в текстах, видеозаписях лекций и бесед преобразует внутренний мир последователя, преобразует идентичность последователя, даёт устойчивое осознание собственного Я как духовного и бессмертного начала.

В-пятых, основатель движения не может замещаться никем. Поэтому даже очень высокие духовные достижения члена Церкви Саентологии не могут дать статус создателя новой версии учения и, следовательно, никто не может претендовать на авторитет и власть основателя.

В-шестых, на основании духовного послания, автором которого является основатель, создан религиозный орден, положение в иерархии которого зависит исключительно от духовных достижений и от постоянства духовной практики членов ордена.

В-седьмых, служба в храме саентологической церкви строится на цитатах из текстов основателя и свидетельствах тех членов Церкви, которым Церковь и труды основателя помогли изменить жизнь.

Таким образом, основатель движения, харизматический лидер приходит как Избавитель к своим последователям, харизматический лидер даёт полноту личностной и духовной самореализации. Иными словами, лидер-основатель Саентологии является основателем религиозного учения и религиозного движения.

I.II. Саентология: религиозное учение и священное знание

Несколько фундаментальных для Саентологии тем заставляют нас считать учение Саентологии религиозным учением. Прежде всего имеется в виду представление о духовной и вечной сущности, с которой должен идентифицировать себя человек.

Следующая тема — история или однократное событие (Катастрофа), вызвавшее забвение человеком своей настоящей природы. Т. е. классическая для религиозного учения тема пленения истинного вечного Я природными или сознательно злыми силами.

Материя, энергия, пространство, время являются творениями вечного и всемогущего Я, которое утрачивает осознание своей всемогущественности и попадает во власть своих собственных созданий.

По одним свидетельствам это забвение самого себя является следствием активности и творчества вечного Я. По другим (более глухим) свидетельствам — результатом злой личной воли, которая вызвала катастрофу значительной части обитаемой вселенной.

В любом случае: отсутствует злая воля или присутствует злой демиург — перед нами классическая тема религиозной онтологии — тема падения и забвения как своего былого духовного могущества, так и забвение самой катастрофы.

Знание о своём бесконечном прошлом, о событиях, случившихся с индивидуумом в течении многочисленных прошлых существований, является не просто знанием, а священным знанием, которое возвращает человеку понимание его истинного положения в космосе и позволяет в процессе осознания своих прежних катастроф — вплоть до основной катастрофы космического значения — возродить истинное знание о самом себе. Таким образом, знание, которое приобретается о самом себе в Саентологии путём длительного изучения и осознания своей собственной истории, является освобождающим знанием, спасающим знанием.

Священное знание изменяет, трансформирует человека, получающего знание. Достижение осознания своей настоящей идентичности приходит после разрушения инграмм — препятствий, являющихся ложным знанием о себе, ложной идентичностью. Разрушение внутренних преград, стоящих на пути постижения своего истинного вечного Я, достигается с помощью одитора, который является одновременно и священником, и хранителем пути к сакральному знанию. Техника вопросов и ответов в одитинге напоминает процедуры постижения священного знания в традициях, которые считают, что ученика (или ищущего) можно только подвести к порогу правильного осознания. Но собственно осознание и постижение истинной природы вещей ищущий должен совершить самостоятельно. (Подобную технику постижения своего истинного Я можно встретить в «духовных упражнениях» Игнатия Лойолы, в дальневосточных духовных школах Чань-Буддизма — коаны — и в хасидских рассказах.)

Указанные параллели, не снижая уникальности духовного вклада Саентологии в мировую сокровищницу духовного опыта, помогают убедиться, во-первых, в религиозных основаниях Саентологии, и, во-вторых, увидеть духовные потенции не просто религиозного движения, а религиозного ордена. Последнее представляется особенно важным, ибо возникновение орденских структур возможно либо в результате решения организационных задач, либо в результате решения религиозно-воспитательных. Орден, как средство решения чисто организационных задач, как показывает история религиозных движений, оказывается недолговечным. В то время как ордена, сложившиеся вокруг детально разработанной духовной воспитательной технологии, оказываются весьма долговечны. Примером может служить орден иезуитов, сформировавшийся вокруг «практики духовных упражнений» основателя ордена Игнатия Лойолы. Причём способность ордена решать многочисленные практические задачи является следствием духовно-религиозной практики. Правильное следование технологии «духовных упражнений» — основа устойчивости ордена иезуитов. Аналогично, орденское ядро Церкви Саентологии устойчиво благодаря особой духовной технологии обретения истинного Я, которая является центром религиозного учения и духовного знания. Поэтому проблема сохранения священного знания является важнейшим элементом саентологической церкви.

II. Проблема сохранения священного знания
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ