РАЗДЕЛ II: СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ

Сделанные выше наблюдения можно рассматривать относительно различных дефиниций «религии». Здесь будут использованы три из них. Первая — это дефиниция, изложенная калифорнийским судом по делу «Сообщество гуманистов против округа Аламеда». Суд написал:

«Религия просто включает:

1) веру, не обязательно относящуюся к сверхъестественным силам, 2) культ, включающий всеобщее объединение прихожан, исповедующих эту веру, 3) систему морали, которая прямо вытекает из приверженности к этой религии, 4) организацию в рамках культа, созданную для соблюдения доктрин веры».

153 Cal.App. 2d at 693 (1957)

А. «Вера, не обязательно относящаяся к сверхъестественным силам». Суд не определяет род или степень веры, которые имеются в виду, но религия традиционно имела отношение к фундаментальным вопросам бытия, таким как значение и цель жизни, происхождение и судьба Вселенной, продолжается ли жизнь после смерти и т. д. Саентология обеспечивает тщательно разработанную концептуальную основу, в пределах которой некоторые из этих вопросов, кажется, получили ответы. Хотя и не на все вопросы имеются ответы, тем не менее, беспокойство приверженцев на эти темы ослаблено. Однако Саентология рассматривает очень точно вопрос о смерти, и она до некоторой степени схожа с Неоплатонизмом и Христианской наукой (отрицая реальность или важность тела) и некоторыми восточными религиями (реинкарнация в следующих друг за другом телах). Как некоторые другие религии (Буддизм, Конфуцианство, Даосизм), она не рассматривает два порядка существования, естественный и сверхъестественный, а только один. Она не даёт детального концептуального содержания для «Восьмой динамики» или «Верховного Существа», но всё же уделяет этому внимание, в отличие от некоторых организаций, охарактеризованных судом как религиозные («Сообщество гуманистов», «Вашингтонское этическое общество» [249 F.2d 127], «Этическое общество и Светский гуманизм» [о которых говорится в деле «Торкасо против Уоткинса» в сноске, 367 US. 488]).

Б. «Культ, включающий всеобщее объединение прихожан, исповедующих эту веру». Что здесь имеется ввиду под «культом»? Оксфордский английский словарь определяет «культ» как:

1. поклонение — 1683.

2. особая форма религиозного обряда, особенно в отношении его внешних ритуалов и церемоний — 1679.

В Церкви Саентологии нет поклонения в иудейском и христианском смыслах этого понятия. В каждой саентологической организации имеется помещение, где саентологи собираются во время воскресной службы на лекцию или прослушивание записи на конкретную тему. Опрашиваемым эта практика не казалась слишком уж важной в саентологическом укладе жизни, им также не казалось, что там имеет место традиционное поклонение.

Вся Саентология, однако, представляет собой «всеобщее объединение прихожан, исповедующих эту веру», и различные групповые собрания (включая службы в церкви) являются «общественными» видами деятельности (в противовес индивидуальным или тем, которые проводятся один на один). Их явным образом называют мероприятиями по «Третьей динамике» (жизни группы).

В. «Система морали, которая прямо вытекает из приверженности к этой религии». Саентология имеет обширную литературу по «этике», которая является тем, что суд упоминает как «систему морали». Саентология имеет даже «администраторов по этике» для предоставления консультаций тем прихожанам, которые отошли от этических стандартов, провозглашённых группой. (В противоположность утверждениям суда, имеются общепризнанные религии — Анимизм, некоторые формы Индуизма и т. д. —которые не имеют этического аспекта, хотя обычно предлагают [неэтическую] систему поведения или действий верующих ритуального или искупительного плана.)

Г. «Организация в рамках культа, созданная для соблюдения доктрин веры». Саентология не что иное, как обширная и тщательно разработанная «организация… созданная для соблюдения доктрин веры». (Если «культ» означает «поклонение», трудно понять, что же означает «в рамках культа».) Каждое саентологическое учреждение имеет настенную таблицу, в которой колонка за колонкой идут все подразделения и указываются их функции, а также, в некоторых случаях, отмечен весь персонал (не все должности могут быть заняты в данное время, но в основном они бывают заняты). Эта большая сплочённая организация существует для того, чтобы выполнять работу по Саентологии, которая в основном заключается в том, чтобы набирать и тренировать своих приверженцев в практической саентологической деятельности. Является ли эта деятельность «религией» или не является, однако, определяется не наличием организации для выполнения этой деятельности, а тем, в чём заключается эта деятельность и какого рода верования она соблюдает или провозглашает, что имеет отношение к пункту А выше.

Дефиниция «религии», так «легко» использованная судом в деле «Сообщества гуманистов», не совсем убедительна для наших целей, так как она включает некоторые элементы (поклонение, этику), которые не всегда встречаются в других общепризнанных религиях, и включает термины, которые не полностью понятны или действительно последовательны: в чём отличие «всеобщего объединения прихожан» от «организации в рамках культа»? Эта дефиниция не уточняет, какая «вера» является религиозной в противоположность вере философской, этической, психологической, политической или технологической. Следовательно, требуется дальнейшее прояснение.

III. Нормы и религия
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ